Педагогические технологии в образовательном процессе обучения детей с ЗПР (VII вида)

Дата публикации: 2019-11-06 21:37:12
Статью разместил(а):
Серова Тамара Васильевна

Педагогические технологии в образовательном процессе обучения детей с ЗПР (VII вида)

Pedagogical technologies in the educational process of teaching children with disabilities (type VII)

 

Автор: Серова Тамара Васильевна

МОУ «СКОШ № 2», г. Южноуральск, Россия.

e-mail: oven_3003@mail.ru

Serova Tamara Vasilievna

Correctional school No. 2, Yuzhnouralsk, Chelyabinsk region, Russia.

e-mail: oven_3003@mail.ru 

 

Аннотация: Современная ситуация в области коррекционной педагогики в качестве главной диктует проблему поиска наиболее эффективных условий организации развития, обучения и воспитания детей с ЗПР. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Abstract: The current situation in the field of correctional pedagogy as the main one dictates the problem of finding the most effective conditions for organizing the development, training and education of children with disabilities. One of the ways to solve these issues is the use of modern pedagogical technologies in the educational process.

Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, образовательные технологии, творческая мастерская.

Keywords: correctional and educational training, educational technology, creative workshop.

Тематическая рубрика: Средняя школа. 

 

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического развития.

Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья  таких детей.

У большинства детей отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо, характерны нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля.

Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой.

Коррекционная направленность всех уроков в школе VII вида обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого обучающегося. Учебный процесс выстраивается от ученика и его возможностей.

Современная ситуация в области коррекционной педагогики в качестве главной диктует проблему поиска наиболее эффективных условий организации развития, обучения и воспитания детей с ЗПР.  

Одним из путей решения этих вопросов,  я считаю, является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Изучая заключения протоколов ПМПК учащихся моих классов, я сделала вывод, что состав детей крайне неоднороден. Наряду с обучающимися с относительно сохранным интеллектом обучаются дети с выраженной задержкой психофизического развития.

Кроме того, независимо от степени и структуры дефекта, учащиеся достаточно различаются по уровню развития между собой. Понятно, что это существенно осложняет и совместную их учебную деятельность и подготовку учителя к уроку в таком классе.

Используя последние достижения работы научной мысли в области развивающего обучения и адаптируя их к коррекционно-развивающему обучению (в тех случаях, где это возможно), я стараюсь использовать современные технологии обучения детей с задержкой в развитии. Ученик из пассивного объекта коррекционного воздействия превращается в активного субъекта учебно-коррекционной деятельности.

В нашей школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий я выделяю:

-        личностно-ориентированные технологии, некоторые приемы технологии критического мышления; 

-        здоровьесберегающие технологии;

-        игровые технологии;

-        информационно-коммуникативные технологии;

-        технологии педагогические (творческие) мастерские.

Педагогические (творческие) мастерские - это технология, охватывающая любой возраст, предмет в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии, прежде всего философии образовательных целей: не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самореализации; не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя право на ошибку и право на сотрудничество.

Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.

В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Как показал проведенный анализ, в качестве наиболее актуально значимых теоретических основ исследования и развития технологии мастерских следует рассматривать основные положения компетентностного, субъект-субъектного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, личностно-ориентированных и проблемно-ориентированных педагогических технологий.

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):

1 этап. Предъявление так называемого индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы. (В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.)

2 этап. Организация поиска ответа на проблемный вопрос. Работа с материалом: например, текстом, создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, работа в парах, малых группах, выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.

3 этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. У участников возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру. Таким образом, то, что обычно спускается ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей.

4 этап. Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.

5 этап. Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

В перечне этих этапов отражены представления о природе творческой деятельности, которую не всегда удается реализовать на практике в процессе традиционного обучения.   

Применение этой технологии на уроках не только развивают речь, мышление, дают новые знания, но и обогащают духовно, учат творчески осмысливать действительность. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации. Деятельность в мастерской выглядит так: встреча с исходным творческим продуктом, имеющим общечеловеческую ценность – выявление и осмысление его существенных характеристик – столкновение собственных выводов с новым творческим продуктом, заключающим в себе альтернативные выводы –  переосмысление результатов, их корректировка – получение собственного творческого продукта.

Привлекает творческая мастерская тем, что:

-        носит личностный характер, в ней происходит «поиск смысла сотворения человеком самого себя»;

-        развивает творческий потенциал, позволяя создать творческий продукт;

-        приобщает к общечеловеческим ценностям, имеет культурологическую основу;

-        обладает свойством интегрировать ресурсы различных предметов, её можно приспособить к особенностям преподавания любого предмета, то есть налицо гибкость и универсальность данной технологии;

На мой взгляд, наиболее целесообразно использовать творческие (педагогические) мастерские в качестве итоговых занятий по теме, на внеклассных мероприятиях. Мастерская построения знаний, которую использую на своих уроках, реализует следующие принципы:

·         Равенство всех участников: все способны к творчеству, саморазвитию (в этом состоит один из аспектов гуманистической парадигмы образования).

·         Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знания (в этом суть личностно ориентированной педагогики).

·         Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого – самооценка, осознание своего места среди других участников, то есть самоактуализация и рефлексия.

·         Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

·         Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, через который реализуется деятельностный подход.

·         Предоставление возможности каждому выразить свое мнение своим способом, создание условий для того, чтобы каждый был услышан; право каждого на ошибку.