Визуальное расписание - эффективное средство в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Визуальное расписание - эффективное средство в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Visual schedule - effective tool in working with children with autism spectrum disorders
Автор: Кордова Валерия Витальевна
МБОУ "СШ № 65", г. Красноярск, Россия.
e-mail: lon987@mail.ru
Kordova Valeriia Vitalievna
Secondary school № 65, Krasnoyarsk, Russia.
e-mail: lon987@mail.ru
Аннотация: Визуальное расписание при работе с детьми с РАС признано одним из самых действенных способов упорядочения жизнедеятельности учащихся. Использование визуального расписания позволяет составить четкую структуру занятия, и позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме. В статье рассматриваются виды визуальной поддержки. Раскрывается тема использования визуальной поддержки в учебном процессе.
Annotation: The visual schedule for working with children with ASD is recognized as one of the most effective ways to streamline students' life. Using a visual schedule allows you to create a clear structure of the lesson, and allows the child to learn new complex skills in an individual rhythm. The article discusses the types of visual support. The topic of the use of visual support in the educational process is revealed.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, визуальная поддержка, нежелательное поведение, визуальное расписание.
Keywords: autism spectrum disorders, visual support, unwanted behavior, visual schedule.
Тематическая рубрика: коррекционная школа.
Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к социальной среде — непростая задача, предусматривающая комплексное внедрение специальных методов. Дефицит в социальном взаимодействии является определяющей характеристикой детей с расстройствами аутистического спектра. Отсутствие общения, взаимодействия с окружающим миром и людьми, резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. [1]
Данной проблеме посвящены работы большого количества отечественных психологов (Ведениной М. Ю., Хаустова А. В Баенской Е. Р., Лебединской В. В., Либлинг М. М., Никольской О. С., и др.), в том числе и зарубежных (Kanner L.,Shopler E., Pauls D., Wolkmar F.R., Wing L. и др.)
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия. Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с адаптацией детей. [2]
В своем исследовании P. Sinha, M. Kjelgaard, T. K. Ganhi предполагают, что РАС может быть основан на нарушенной способности предсказывать события и действия других людей. Они считают, что с точки зрения такого ребенка, мир кажется “волшебным”, а не упорядоченным местом, потому что события, кажется, происходят случайно и непредсказуемо. Перенося эту концепцию на практику, исследователи видят, что наиболее эффективными методами работы будут те, где ребенок может видеть порядок выполняемых им действий. [3]
Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с аутистическими чертами трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти. [4]
Эффективность визуального расписания при обучении и социализации детей с РАС обусловлена его вариативностью и возможностью его интеграции в различные цели и задачи обучения и воспитания конкретных детей. [1] Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.
Визуальное расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Можно говорить о том, что предъявление ребенку такого расписания не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности.
Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость; полагаться на что-то, а не на кого-то; увеличивать независимость в разных ситуациях; помогать генерализации; обеспечивать предсказуемость; справляться с тревогой.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки школьников: расписание учебного дня, расписание занятия, планшет «сначала - потом», визуальные подсказки, социальные истории, визуальные схемы, визуальные правила и инструкции. [4]
Так, например, визуальное расписание и визуальный план урока демонстрируют порядок активностей в течение учебного дня или порядок действий на уроке. Показывают ребенку объем заданий, и позволяет самостоятельно ориентироваться в учебном процессе.
В работе со школьниками, у которых имеются трудности в понимании речи, могут использоваться визуальные подсказки, следуя которым ребенок может выполнять задание уже самостоятельно. Использование данного инструмента визуальной поддержки, позволяет ребенку видеть каковы шаги выполнения конкретной активности.
Особенно актуальным в силу сниженной способности к адаптации детей с РАС в школьном коллективе, в школьной среде становится использование визуального отображения правил и норм поведения в школе, что позволяет учащимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.
Не все дети с РАС способны к продуктивному обучению на протяжении всего урока, для таких школьников создается визуализация продолжительности деятельности. Это позволяет представить время наглядно. Учащиеся понимают продолжительность деятельности, что предотвращает нежелательное поведение.
Социальные истории – короткие, представлено наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков. Применение социальных историй способствует большему проявлению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории представляют собой индивидуально написанные история с использованием наглядности (изображения или реальные фотографии), где описывается ситуация и правильные способы поведения ребенком в этой ситуации. [5]
Так же для предотвращения возникновения нежелательного поведения во время урока может использоваться и переносной планшет «сначала - потом». Он представляет собой визуальное отображение чего-то, что ребенок предпочитает, и что произойдет после выполнения задания, которое ему необходимо выполнить, или окончания рабочего времени. Например, на картинке «сначала» ребенок решает примеры, а на картинке «потом» изображена его любимая игрушка. Таким образом, для выполнения учебных задач мы можем использовать положительный стимул, который ребенок хочет получить, и тем самым предотвратить возникновение нежелательного поведения.
Таким образом, для детей с РАС визуальное расписание является способом удержания во внимании всех занятий и действий, которые нужно совершать в течение дня. Использование визуального расписания позволяет составить четкую структуру занятия, и позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами. Такое расписание с помощью иллюстраций объясняет, с чего начинать любой сложный для ученика процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда школьник оказывается в новых обстоятельствах, такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.
Список литературы:
1. Хаустов А.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие [Текст] / Под общ.ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ. - 2016. - 125 с.
2. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - с.115.
3. Charman, T. and Baron-Cohen, S. (1993) Drawing Development in Autism: From Intellectual to Visual Realism Shift, British Journal of Developmental Psychology, 11, 171-185.
4. Особенности психического развития детей с аутизмом / О. С. Никольская, М.Ю. Веденина // Альманах №18 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"
5. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ.ред. Ю.А. Клейберга, Г.В. Юдаковой. - Ульяновск, 2004. - 416 с.