Особенности сформированости навыка решения арифметических задач младших школьников с нарушением интеллекта

Дата публикации: 2020-01-13 17:04:26
Статью разместил(а):
Скрипченко Анастасия Петровна

Особенности сформированости навыка решения арифметических задач младших школьников с нарушением интеллекта

Features of the formation of the skill of solving arithmetic problems of elementary school students with impaired intelligence

 

Автор: Скрипченко Анастасия Петровна

МБОУ "СШ № 65", Красноярск, Россия

e-mail: vesstell@mail.ru 

Skripchenko Anastasiia Petrovna

School № 65, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: vesstell@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье говорится, что решение арифметических задач учащимися младших классов с нарушением интеллекта имеет свои особенности, которые чаще всего могут быть обусловлены особенностями познавательной деятельности этих детей. Данная статья может быть использована учителями и воспитателями при работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Abstract: this article states that solving arithmetic problems by elementary school students with intellectual disabilities has its own characteristics, which most often can be caused by the peculiarities of the cognitive activity of these children. This article can be used by teachers and educators when working with elementary school students with intellectual disabilities.

Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, арифметическая задача, восприятие.

Keywords: student with disabilities, arithmetic problem, perception.

Тематическая рубрика: коррекционная школа.

 

В условиях новой образовательной ситуации, открывающей доступ детям с особыми образовательными потребностями в обучении, важно создание оптимальных условий для реализации их потенциала, в связи с чем требуется определение содержания образования, условий необходимых для его получения, и требований к результатам обучения и их оценке для данной группы детей. Эту роль призван выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших школьных предметов является математика. Обучению этой науки уделяется большое внимание в системе образования обучающихся с нарушением интеллекта. А решению задач отводится почти половина времени на уроках.

Решение арифметических задач на уроках математике носит практический характер, и помогает учащимся в дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности. При решении задач у школьников с нарушением интеллекта развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность. В процессе решения арифметических задач, дети учатся планировать и контролировать свою деятельность.

От того как ученики научатся логически мыслить и решать арифметические задачи, во многом зависит успешность усвоения и других предметов в школе, а также дальнейшая социальная адаптация учащихся. Поэтому научить младших школьников с нарушением интеллекта решать арифметические задачи самостоятельно является одной из основных задач.

Особенности сформированости навыка решения арифметических задач младших школьников с нарушением интеллекта и характер допускаемых ими ошибок рассматривались М. В. Ипполитовой (2001), Т. В. Розановой (1997), М.Н. Перовой (1999), Б.П. Пузановым (2003), Г. М. Капустиной (1999), А.А.Хилько (2005) и др. В работах указанных авторов отмечалось возникновение затруднений у умственно отсталых детей при решении арифметических задач по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

У обучающихся младших классов с нарушением интеллекта имеются некоторые особенности сформированости навыка решения арифметических задач, среди которых: непонимание смысла арифметической задачи, бедность словарного запаса обучающихся, неумение устанавливать причинно-следственные связи между данным и искомым задачи др., которые могут быть обусловлены особенностями познавательной деятельности этих детей.

Трудности в обучении математике учащихся с нарушением интеллекта обусловливаются узостью, не целенаправленностью и слабой активностью восприятия, косностью и туго подвижностью процессов мышления, неумением устанавливать причинно-следственные связи, бедностью словаря, непониманием значения слов, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, неумением контролировать свою деятельность. С учетом знания этих особенностей учитель должен правильно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при обучении математике.

Методики обучения решению арифметических задач школьников с нарушением интеллекта подробно описаны Перовой М.Н. и Сулейменовой Р.А. Они рекомендуют начинать обучения решению арифметических задач с предметно-практической деятельности с различными количествами предметов. Затем переходить к решению наглядно-действенных задач, а затем текстовых арифметических задач. Простые задачи являются составной частью сложных задач, следовательно, формируя умение решать простые задачи, учитель готовит учащихся к решению сложных задач.

Использование продуманной системы работы, организация дифференцированной помощи способствует наиболее эффективному обучению решения арифметических задач младших школьников с нарушением интеллекта.

 

Список литературы:

1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. второе, доп. - Красноярск,2012-240 с.

2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. -  СПб: Изд.-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96с.

3.БелошистаяА.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе. Вопросы психологии. — 2002. — № 6.-160с.

4. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: «Школа-Пресс», 1994. - 416 с.

5. Головнич Л.А., Царев А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дефектология 2014. - №1. -96с.

6. Жарковская Н. Решаем задачи. Методический журнал для учителей «Математика» 2011. - №4. -48с.

7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе Пособие для учителей спец. образоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2013. - 256с.

8. Сулейменова Р.А. Решение арифметических задач с учащимися младших классов вспомогательной школы. - Алма-Ата: «Мектеп», 1989. -80с.