Особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
Особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
Peculiar features of retarded children' vocabulary
Автор: Синявская Татьяна Юрьевна
ФПСО "СГСПУ", г. Самара, Россия
e-mail: s-ta-ti@yandex.ru
Tatiana Yurievna Sinyavskaya
Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia
e-mail: s-ta-ti@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены характерные особенности лексики детей с задержкой психического развития и направления логопедической работы по коррекции нарушений лексического строя речи детей с задержкой психического развития.
Abstract: the article includes the following issues: peculiar features of retarded children' vocabulary and correctional speech therapy work.
Ключевые слова: лексика, задержка психического развития, коррекционная логопедическая работа.
Keywords: vocabulary, retarded children, speech therapy work.
Тематическая рубрика: коррекционная школа.
В последние годы возросло количество детей, у которых диагностируется задержка психического развития, которая представляет собой временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций [6]. Речь, как одна из психических функций, у детей с задержкой психического развития формируется в замедленном темпе и характеризуется нарушением, как правило, всех её сторон, то есть носит системный характер. Эти нарушения проявляются как вторичный дефект при задержке психического развития. Особенности речи детей с задержкой психического развития изучали многие исследователи: Л.Н. Блинова, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, И.А. Симонова, Е.В. Мальцева, И.Ф. Марковская, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина).
Особенности речи детей с задержкой психического развития обусловлены первичным дефектом общепсихического развития и, поэтому, в первую очередь у них возникают проблемы с содержательной стороной речи. Следовательно, для успешной коммуникации детей с задержкой психического развития крайне важным является не только работа над компонентами языковой системы, но и над пониманием смысла той информации, который передается средствами языка.
Речь тесно связана с мышлением, поэтому все особенности речи детей с задержкой психического развития напрямую связаны с особенностями их мышления.
Е.В. Мальцева в своих трудах указывала на недоразвитие лексики в той или иной степени у детей с ЗПР. По данным ее исследования лексическая сторона речи грубо недоразвита у 8,8% младших школьников. Это 22,5% от количества детей с ЗПР, у которых выявлены дефекты речи [4].
Основные характерные особенности словаря детей с ЗПР – это бедность и неточность (Е.В. Мальцева [5], С.Г. Шевченко [8]).
В норме развитие словаря у детей происходит благодаря накоплению новых слов и более детальному пониманию значения слова. Поскольку у детей с задержкой психического развития представления об окружающем мире беднее, развитие словаря идет труднее и медленнее. В целом, словарный запас у них скудный, в нем могут отсутствовать достаточно распространенные слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов [3].
Так же есть проблемы и с точностью понимания значения слова. Дети с задержкой психического развития могут смешивать между собой близкие по семантическим признакам слова. Согласно исследованию Е.В. Мальцевой, 71-80% показанных картинок были названы правильно только половиной детей с задержкой психического развития. Слова заменялись по семантическим признакам (например, рама – окно, конверт – письмо, клевать – есть, платье – одежда, платье – воротник, поливает – выливает, вышивает – шьет), либо неточно употреблялись [5].
Дети с задержкой психического развития употребляют в основном существительные и глаголы, намного меньше — прилагательные.
Для развития понятийного мышления детей важна способность выделять признаки предметов и называть их словами. Дети с задержкой психического развития могут выделять не основные признаки предметов, а какие-то другие, не столько важные признаки предмета, по которым его невозможно распознать.
По данным Е.С. Слепович, дети с задержкой психического развития в задании на описание предмета, как правило, используют прилагательные, обозначающие цвета, потом форму и величину и не указывают материал, из которого предмет сделан. Прилагательные, обозначающие форму и величину, дети используют в широком значении, употребляя, например, «большой» вместо «высокий», «толстый», «длинный». Оценочные прилагательные также редко используются детьми с задержкой психического развития. А вот при описании по представлению у них другие показатели: в среднем 3 прилагательных на одно описание (при описании предметов и их изображений - 2,3); употреблялись обозначения цветов, материалов и прилагательные оценки, но почти не употреблялись обозначения формы предметов. В своей речи дети с задержкой психического развития употребляют местоименные прилагательные, часто заменяя ими прилагательные других групп и используя при этом указательные или описательные жесты (например: «здесь круглое, здесь такое (такая)», «ремень коричневый, а железка другая») и крайне редко используют прилагательные принадлежности[7].
Способность к обобщению, которая напрямую связана с такими операциями, как анализ и синтез, у детей с задержкой психического развития затруднена. Вследствие этого их активный словарь характеризуется преобладанием слов с конкретным значением.
Следующей характерной особенностью речи детей с задержкой психического развития является сложность в подборе синонимов и антонимов, особенно к прилагательным, глаголам, словам, которые редко встречаются. Согласно исследованию Е.В. Мальцевой (1990) детям с задержкой психического развития сложнее подбирать синонимы, чем антонимы (правильно подобраны синонимы — 63,3%, антонимы - 71,7% случаев). Часто дети неправильно понимают, что им нужно подобрать именно синоним и вместо правильного ответа, называют слово, у которого противоположное значение («радостный» - «печальный»), или к тому же слову добавляют частицу «не» («сторожить» - «не сторожить»), или называют слово, которое связано с искомым общей ситуацией («врач-больной»), или просто подбирают неправильное слово («пришивать – зашивать»); они хорошо справляются с подбором антонимов к известным им словам («большой – маленький»).
Помимо этого, речь детей с задержкой психического развития характеризуется трудностями в припоминании уже знакомых им слов. Это связано со слабой сформированностью связи между предметом и словом, его обозначающим.
Кроме того, в речи детей с задержкой психического развития заметно расхождение между активным и пассивным словарем.
Коррекционная работа должна быть направлена на обогащение словарного запаса, особенно глагольного словаря и словаря прилагательных. Необходимо также включать задания на развитие синонимии и антонимии. В коррекционной работе должны присутствовать задания на описания, для того, чтобы стимулировать детей использовать имена прилагательные.
Неотъемлемой частью развития лексического строя детей с задержкой психического развития должно быть работа по уточнению значения слова.
Немаловажным является преодоление трудностей в актуализации уже известных ребенку слов в экспрессивной речи.
По мнению Е.С. Слепович достаточно эффективно использование на занятиях словесных игр для активизации и расширения словаря. Кроме того, для пополнения словарного запаса подойдут задания, где в тексте плавно идет сужение значения слова, над которым работают. Для этого используется прием описания признаков объекта [7].
Таким образом лексический строй речи детей с задержкой психического развития характеризуется бедным словарным запасом, преобладанием бытовой лексики с конкретным значением, недостаточной способностью подбора синонимов, антонимов и обобщающих слов, трудностями припоминания уже знакомых слов в речи. Все эти особенности связаны с недостаточным представлением об окружающем мире, с особенностями мышления детей с задержкой психического развития.
Все перечисленные выше особенности лексического строя речи необходимо учитывать при осуществлении коррекционной логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.
ЛИТЕРАТУРА:
- Безрукова О.А., Хорошавина Е.В. Сопоставительный анализ уровня сформированности речеязыковой компетенции детей дошкольного возраста с первичной и вторичной речевой патологией /О.А. Безрукова, Е.В. Хорошавина // Сибирский педагогический журнал. - №4. - 2010. - С. 248-255
- Зотеева О.С. Особенности развития словаря у детей с задержкой психического развития /О. С. Зотеева //Вестник Шадринского государственного педагогического института - №1(17). - 2013. - С. 103-108
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2003. – 304 с.
- Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. – Москва, 1991. – 204 с.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – No6. – С. 10–18.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда: словарь / сост. В.И. Селиверстов, Ю. Гаубих, Л. Пехтерева; под ред. В. Селиверстова. – М.: Владос, 2015. – 288 с.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. Минск, 1989. 64 с.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошк. учреждений / С.Г. Шевченко. – М.: Шк. Пресса, 2005. – 79 с.