Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР
Using active methods and methods of teaching in the work of a teacher with children with delayed mental development
Автор: Майкова Зинаида Михайловна
МБОУ "СШ № 65", г. Красноярск, Россия.
e-mail: sinaidamaikova@ya.ru
Maikova Zinaida Mikhailovna
Secondary school № 65, Krasnoyarsk, Russia.
e-mail: sinaidamaikova@ya.ru
Аннотация: Данная статья представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта учителя начальных классов по применению активных методов и приёмов при обучении детей с задержкой психического развития в рамках реализации программы в соответствии с ФГОС. Статья содержит теоретический и практический материал, использованный на уроках. Тема актуальна, так как, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранены предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
Annotation: This article is a summary of many years of pedagogical experience of primary school teachers on the use of active methods and techniques in teaching children with mental retardation in the framework of the program in accordance with the Federal state educational standard. The article contains theoretical and practical material used in the lessons .The topic is relevant because, despite significant shortcomings in intellectual and personal development, children with mental retardation have preserved the prerequisites for mastering educational material in General education programs, provided an individual and differentiated approach to them.
Ключевые слова: задержка психического развития, коррекционно-развивающее обучение, эмоциально-волевая сфера, активизация познавательной деятельности
Keywords: mental retardation, correctional and developmental training, emotional and volitional sphere, activation of cognitive activity.
Тематическая рубрика: Коррекционная школа.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Для них характерны:
- незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов;
- медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем;
- отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря);
- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой;
- недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления гипперактивности;
- неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения.
Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста. С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. У большинства детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сни