Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Макетирование в детском саду как одно из средств познавательного развития дошкольника

Дата публикации: 2021-11-14 17:18:15
Статью разместил(а):
Акимова Ксения Александровна

Макетирование в детском саду, как одно из средств познавательного развития дошкольника

Mock-up in kindergarten as one of the means of cognitive development of a preschooler

 

Автор: Акимова Ксения Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: ksenakimova@yandex.ru

Akimova Ksenia Aleksandrovna  

Kindergarten No.87, Saint Petersburg, Russia  

E-mail: ksenakimova@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье описывается одна из технологий работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС. Описаны занятия с макетами, которые имеют высокую степень развития сюжетно-ролевых игр, и способствует развитию дошкольников. 

Abstract: The article describes one of the technologies of working with preschoolers in accordance with the Federal State Educational Standard. It describes classes with layouts that have a high degree of development of story-role-playing games, and contributes to the development of preschoolers.

Ключевые слова: макетирование, познавательное развитие, дошкольники.

Keywords: prototyping, cognitive development, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время, педагогам в ДОУ всё сложнее и сложнее в поисках новых направлений образовательного процесса. С внедрением ФГОС необходимо совершенствовать технологии образовательного процесса и реализовывать их в процессе образования. На мой взгляд отдельного заслуженного внимания стоит уделить такой технологии как макетирование. Именно макетирование является связующим звеном разных форм взрослого и детей в свободной детской активности.

Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетно-ролевой игры. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать разнообразные поставленные задачи. Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

Для реализации этой инновационной технологии я поставила перед собой определённые цели, такие как создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств развития дошкольника, и формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Существуют разные модели макетов. Это и макеты-модели, и макеты-карты, и универсальные макеты. Ко всем этим макетам, можно применять универсальные подходы работы с ними. Такие как:

- Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, посещение краеведческого музея, проведение экскурсий, использование ИКТ.

- Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала).

- Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).

- Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).

Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно-тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

Знакомство детей с объектом происходит постепенно. Я читаю детям произведения художественной литературы по изучаемой теме, мы рассматриваем иллюстрации, посещаем краеведческий музей, проводим экскурсии. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

Макет – результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.  В нашей группе мною созданы настольные макеты на тему:

- «Мир насекомых»,

- «Подводный мир»,

- «Африка»,

- «Север»,

- «Дикие животные в тайге»

- «Ферма»

- «Арктика»

- «Домашние животные».

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности. 

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.

Макеты – модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов.

Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.

Таким образом умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Важная цель применения макета в образовательном процессе ДОУ заключается в том, чтобы в жизни дошкольников достойное место заняло творчество.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN