Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Планирование и организация работы воспитателя в современном детском саду

Дата публикации: 2022-03-24 17:49:05
Статью разместил(а):
Тропникова Анна Владимировна

Планирование и организация работы воспитателя в современном детском саду

Planning and organization of the teacher's work in a modern kindergarten

  

Автор: Тропникова Анна Владимировна 

ГБОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.

 e-mail: tulaevaannafox@mail.ru

Tropnikova Anna Vladimirovna

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: tulaevaannafox@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы планирования и организации работы воспитателя в современном детском саду. Разработка образовательных программ, проектов и планов работы воспитателя.

Abstract: The article deals with the problems of planning and organizing the work of a teacher in a modern kindergarten. Development of educational programs, projects and work plans of the educator.

Ключевые слова: образовательная деятельность, программа планирования, детский сад.

Keywords: educational activity, planning program, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Проблемы организации работы воспитателя в современном детском саду фактически вытекают из тех нормативных правовых актов, которые сейчас действуют в образовательной деятельности современной системы дошкольного образования.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации из государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», выделено несколько направлений развития дошкольного образования и одним из таких направлений, является его стандартизация.

Стандартизацию условно можно разделить на два основных этапа, первый этап развития нашего образования, который мы уже прошли  - это введение образовательного стандарта с 2014 по 2016 год. Введение ФГОС сопровождалось введением различных нормативных правовых актов, проблемы планирования деятельности воспитателя нормированы теми нормативными правовыми актами, которые в процессе введения ФГОС появились в нашем образовательном поле.     

Перечень нормативных правовых актов на этапе реализации ФГОС:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;    

2. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования  - Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014;

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования – одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол № 2/15 от 20 мая 2015 г.

Есть много и других документов, но они носят методический, рекомендательный характер.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные организации, в частности руководители, получили большие права, и сфера их компетентности значительно расширена.

ФГОС и Комментарий Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования - это два документа, в которых можно найти ответы на вопросы, которые возникают в процессе организации образовательной деятельности и образовательного процесса.

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Является основным руководящим документом по организации образовательной деятельности.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций поддерживают реализацию ФГОС дошкольного образования, способствуют организации образовательной деятельности в соответствии с нормами и требованиями, теми нормативами, которые предъявляются к организации работы с детьми дошкольного возраста. Санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляет этот документ, являются обязательными для выполнения.        

Приказом Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 года № 544н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог», который регламентирует деятельность и профессиональные компетенции, должностные обязанности, умения и навыки воспитателя.   

Мы должны уметь проектировать и реализовывать образовательный процесс и уметь проектировать и реализовывать образовательную программу. При этом функция организация и функция планирования входят в функцию проектирования. Кроме понятия педагогическая деятельность, существует понятие образовательная деятельность, и мы очень часто ими пользуемся. Планирование зависит от тех нормативных документов, которые сейчас существуют. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 предоставлено определение, что представляет собой образовательная деятельность. «Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ».

Необходимо рассмотреть, что такое педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность, процесс создания проекта и программы внедрения в практику образования. Включает следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности и ее результат. Стадии проектирования: концептуальная стадия; стадия моделирования, стадия конструирования, стадия технологической подготовки, стадия реализации, стадия рефлексии.  

Концептуальная стадия – это процесс, связанный с пониманием концепции современного развития образования и современных нормативных правовых актов. ФГОС – это определенная концепция для нас, как необходимо организовывать образовательную деятельность.

Стадия моделирования. Она нам нужна для того, чтобы подойти к планированию работы, что мы должны запланировать, в каком объеме и т.д.

В соответствии с ФГОС все содержание образовательной деятельности делится на пять образовательных областей, это: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.9, ст. 2 дано определение образовательной программе.

П.6, ст.12 Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Кроме основной образовательной программы должна быть рабочая программа. Рабочая программа – это документ, в котором должно быть написано, как вы организовываете, и какие мероприятия вы планируете в этом году для детей.

Образовательных программ очень много. Примерная основная образовательная программа рамочная, в ней нет содержания, в ней есть требования ФГОС, написаны какие-то механизмы, что требует дошкольное образование. В каждом детском саду есть основная образовательная программа дошкольного образования, которая пишется в соответствии с ФГОС. Нам требуется какая-то база и основа, поэтому комплексная образовательная программа, которая сейчас существует в образовательной деятельности, становится основой для написания основной образовательной программы. Кроме того, у вас в детском саду могут быть парциальные образовательные программы, которые закрывают ту часть программы, называемой частью формируемой участниками образовательных отношений.

При планировании образовательной деятельности мы должны в первую очередь обратиться к своей программе, как это написано в программе, какое в ней содержание.

Следующим этапом проектирования, является стадия технологической подготовки. Стадия технологической подготовки, это как раз та стадия, на которой пишутся планы, пишутся конспекты занятий, если они нужны для других форм работы, которые у нас существуют. Это могут быть подготовка дидактических материалов и подготовка демонстрационных материалов. Это все технологическая подготовка перед тем, как реализовывать ту, или иную программу. На стадии технологической подготовки мы и пишем план. Каким образом мы можем подойти к планированию деятельности в детском саду, как написать план? Подходов к планированию очень много. Есть общие понятия, что такое план, что такое планирование и какие планы работы воспитателя могут быть.

План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц) и календарным (на неделю, каждый день).

В соответствии с приказом Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 года № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документов в дошкольных учреждениях установлена следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений:

Для воспитателей – план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или на неделю по их усмотрению и ежедневного ведения табеля посещаемости детей. При этом планирование свей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

На каких основах может быть организовано планирование. Наиболее современным является метод перспективного планирования, когда за основу берется, календарный план и вносятся в него будущие мероприятия. Рабочий план воспитателя делится на перспективную и календарную часть.

Перспективная часть планирования на месяц предусматривается в начале каждого месяца, может быть вывешена как отдельный документ или как отдельный план, для того, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Форму плана выбирает образовательная организация определенным документом, локальным актом, который должен быть рассмотрен и принят на педагогическом совете. Образовательная организация самостоятельно утверждает план и его форму.

Кроме теоретической, перспективной части, в каждом плане должна быть календарная часть, то есть та часть, которая планируется на каждый день.

Невозможно детей научить всему, на занятия выносятся только глобальные вещи, когда мы объясняем новый материал, когда дети максимально активны, готовы воспринимать, готовы учиться и готовы познавать.

После того как запланировали на неделю, мы переходим на ежедневное планирование. Здесь нет стандартного варианта, вы сами выбираете форму, главное, чтобы она была рабочей, а не формальной и не отнимала у вас много времени в случае корректировки. Современный педагог должен понимать, для чего он это делает.

Любое проектирование педагогической деятельности предполагает стадию реализации, все, что вы запланировали необходимо реализовать. Каждому педагогу необходимо подводить итоги, не много ли мы планируем или наоборот мало планируем мероприятий. План – это живой организм, который необходимо корректировать. План – это отражение качества образования, которое дается детям, его системность, последовательность, цельность и продуманность. Сейчас, в условиях более серьезного требования к профессионализму педагогов, особенно важно, чтобы планирование проходило на системной, научной основе.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN