Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование моторно-двигательных умений и графических навыков у детей с ООП

Дата публикации: 2022-06-01 10:29:18
Статью разместил(а):
Юшкова Марина Петровна

Формирование моторно-двигательных умений и графических навыков у детей с особыми образовательными потребностями

Formation of motor skills and graphic skills in children with special educational needs

 

Автор: Юшкова Марина Петровна

МКДОУ «Д/с № 21», п. Красногорский, Россия

e-mail: marina.yushkova1977@mail.ru 

Yushkova Marina. Petrovna

Kindergarten № 21, Krasnogorsky, Russia

e-mail: marina.yushkova1977@mail.ru 

 

Аннотация: В статье раскрываются общие особенности  развития детей с ООП, а также их специфические свойства, затрудняющие формирование письменных навыков. Представлена работа поэтапного освоения программы по формированию моторно-двигательных умений и графических навыков, что в свою очередь, повышает мотивацию детей  с особыми образовательными потребностями к учебной деятельности.

Annotation: The article reveals the general features of the development of children with OOP, as well as their specific properties that complicate the formation of written skills. The work of the phased development of the program for the formation of motor and motor skills and graphic skills is presented, which in turn increases the motivation of children with special educational needs to educational activities.

Ключевые слова: дошкольники, мелкая ручная моторика, моторно-двигательные умения, графические навыки, игровые приемы.

Keywords. preschoolers, fine manual motor skills, motor skills, graphic skills, game techniques. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Особенно это актуально работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Вместе с тем дети с особыми образовательными потребностями испытывают значительные трудности в становлении графических навыков. Это вызвано тем, что наряду с общими трудностями, характерными для всех первоклассников, у них отмечаются специфические особенности развития: низкий уровень сформированности слухового и зрительного восприятия, несформированность компонентов мыслительной деятельности, недоразвитие всех компонентов речевой деятельности, несовершенство мелкой ручной моторики, несогласованность в действиях обеих рук, несформированность зрительно- моторной координации, сниженность моторной памяти и слухомоторной координации движений, трудность при ориентации на листе бумаги.

Все эти особенности мы учитывали при разработке стартап-проекта «Школа умелого Карандаша» для повышения уровня развития мелкой моторики, формирования базовых графических умений у детей с особыми образовательными потребностями и ставили следующие задачи:

- способствовать развитию мелкой моторики, зрительно- двигательной координации и графомоторных навыков;

- способствовать формированию пространственного восприятия, ориентировки в микропространстве;

- способствовать формированию произвольности движений и регуляции мышечного тонуса.

Технология коррекционного воздействия построена как на общих педагогических принципах, так и на специальных:

1. В стартап-проекте предусмотрено поэтапное освоение возможностей графических средств: точки, штриха и линии.

2. Формирование моторно-двигательных умений происходит параллельно с усвоением изобразительных навыков.

3. Освоение способов рисования, в соответствии с лексическими темами, выстроено в определенной последовательности: от простых движений - к боле сложным движениям. Задания усложняются за счет включения упражнений на развитие соотносящих действий и действий по воспроизведению пространственных отношений между предметами и их частями.

4. Все занятия носят интегративный характер и отражают содержание всех образовательных областей («Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»).

5. Тема каждого занятия тесно связана с сюжетом и включает только те образы, которые ребенок может понять и воплотить в рисунке. Иногда тема занимает несколько занятий, преподносится ребенку с неожиданной стороны, чтобы поддержать интерес к деятельности.

В системе формирования графических навыков наиболее предпочтительными методами, помогающими решать поставленные задачи, являются:

1. Игры малой и средней подвижности. Упражнения синхронизируют работу полушарий, координируют работу зрительного и аудильного восприятия детей с работой пишущей руки.

2. «Зрительный диктант». На первых этапах рассматривают готовый орнамент, анализируют и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами, позже дети создают орнамент под диктовку педагога. Дети на практике познают приемы расположения элементов (сверху, снизу, справа, слева, над, под, между, посередине, с краю и т.д.). Овладевают умением измерять предметы на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина).

3. Упражнения. Целью графических упражнений на бумаге в клетку является формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг и т.д. Данный подход позволяет считать упражнения основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка.

4. Использование карандашей-штампов. Эти занятия способствуют формированию произвольности движений и коррекции синкинезии,тремора, спастичности, так как от задействованных мышц - сгибательных и разгибательных - постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуют ее развитию. Для повышения эффективности работы со штампами детям рассказывается маленькая сказка или история и предлагаются картинки - заготовки на сюжет сказки.

5. Метод «погружения» в учительские функции. Когда становится ясно, что ребенок освоился с определенным видом графического диктанта, передавайте ему учительские функции. Теперь не вы ребенку, а ребенок будет вам диктовать.

Формирование у детей моторно-двигательных умений происходит поэтапно.

1 этап - подготовительный. На этом этапе главное внимание уделяется коррекции общей и тонкой моторики, знакомству с точкой, понятиями «клетка» и «строчка», выработке двигательных навыков по овладению линейной графикой в следующей последовательности:

1. Рисование точек.

2. Рисование коротких вертикальных линий.

3. Рисование горизонтальных линий.

4. Чередование длинных и коротких штрихов.

5. Сочетаниет горизонтальных и вертикальных линий.

6. Рисование наклонных линий.

7. Рисование уголков.

8. Рисование бордюров.

9. Рисование квадратов.

10. Рисование ломано линии, штриха- зигзага.

11. Рисование круга.

12. Рисование овала.

13. Рисование треугольника.

14. Рисование дуг.

15. Рисование узоров, композиции с комбинированными линиями.

16. Спиралевидная композиция.

17. Рисование на основе геометрических фигур.

18. Штрих, идущий из центра в разных направлениях.

19. Рисование контурных изображений по трафаретам и лекалам (фигуры выбиты внутри линейки или лекала).

20. Работа на спирографе.

Одновременно с этой работой происходит осознание детьми пространственных терминов.

На первых же занятиях детям на правую руку, как ориентир, надеваются цветные резиночки, на этом же этапе желательно использовать какой-либо маркер - нитку или яркий браслет - и на левой руке ребенка.

Тактильные ощущения способствуют запоминанию и длительному сохранению полученных впечатлений в памяти, тем самым закрепляют понятия «правая сторона» и «левая сторона». Необходимо также маркировать пространство стола (в верхней левой части приклеить красный кружок).

Второй этап. На этом этапе ведется следующая работа:

1. Знакомство детей с шаблонами и их обведением. Полезно сочетать обводку трафаретов с различными видами  штриховок.

2. Выработка умений проводить различные изогнутые  и ломаные линии в разных направлениях по точкам.

3. Выработка и автоматизация рациональных способов воспроизведения графического диктанта.

Дети усваивают трудное дело: умение сочетать слуховое восприятие с двигательно-зрительным действием, закрепляют ориентировку на  листе бумаги, навыки счета. Знакомство  детей с понятием «шаги по клеточкам», которые делаются в разных направлениях, происходит после овладения умения выполнять зрительные диктанты, которые в последующей  коррекционной работе, наравне со слуховыми диктантами, активно используются для автоматизации сформированных навыков.

Важно вместе с детьми рассматривать образцы, объяснять способы их выполнения. Делать это можно на разлинованной доске. А при написании диктантов педагогу необходимо заранее ставить в тетради точку в том месте, откуда ребенок будет начинать работать.

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий:

- эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;

- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в формировании моторно-двигательных умений, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- соблюдение режима труда и отдыха (непрерывное письмо на этапе обучения не более пяти минут).

Немаловажными факторами в процессе формирования у детей с особыми образовательными потребностями моторно-двигательных умений и графических навыков являются: система педагогического взаимодействия-экскурсии в детскую библиотеку, мастер-классы, система занятий по формированию графических навыков - кружок «Наши руки не для скуки», взаимодействие с родителями. Творческое сотрудничество с семьями воспитанников - важный момент в формировании у детей моторно-двигательных умений и графических навыков.

Таким образом, приобретенный опыт целенаправленной коррекционно-педагогической работы по овладению определенными графическими умениями показывает,что дети изучаемой категории способны выполнять следующие задания: проводить и копировать разные линии, штриховать, дорисовывать, чередовать элементы букв, цифр в пределах клетки, строки.

Комплексная работа специалистов (учителя-дефектолога, логопеда, воспитателей группы) в условиях дошкольной организации компенсирующего вида позволяет активизировать у детей познавательный потенциал, сформировать моторно-двигательные умения и графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.

 

Литература:

1. Филлипова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму: Метод. пособие. СПб: Детство- пресс,1999.

2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. М: Владос, 2003.

3. Небыкова О.Н. Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет Издательство «Учитель» 2014.

4. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. М. Гном и Д. 2009.

5. Гаврина.С.Е. Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать Ярославль: Академия Развития, 2007г.

6. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающегося воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / под ред. С.Г. Шевченко, М.: Ника-пресс,1998.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN