Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Учебно-методические пособия по автоматизации звуков

Дата публикации: 2022-12-29 17:16:55
Статью разместил(а):
Петрова Елена Николаевна

Учебно-методические пособия по автоматизации звуков

Educational and methodological manuals on sound automation

 

Автор: Петрова Елена Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 23 Красногвардейского района", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: 19-20-lena@mail.ru

Petrova Elena Nikolaevna

Kindergarten № 23, St-Petersburg, Russia

e-mail: 19-20-lena@mail.ru

 

Аннотация: Данными пособиями можно пользоваться детям, начиная с 4-хлетнего возраста. Особенно важно иметь развитый фонематических слух дошкольникам старшего и подготовительного возраста. Кроме того, данные пособия будут способствовать развитию связной речи, учить ребенка правильно составлять предложения, обогащать активный и пассивный словарный запас, ребенок будет учиться образовывать новые слова путем сложения двух слов и, таким образом, будет лучше понимать смысл словообразования.

Abstract: These benefits can be used by children starting from the age of 4. It is especially important to have a developed phonemic hearing for preschoolers of older and preparatory age. In addition, these manuals will contribute to the development of coherent speech, teach the child to make sentences correctly, enrich active and passive vocabulary, the child will learn to form new words by adding two words and, thus, will better understand the meaning of word formation.

Ключевые слова: автоматизация звуков, логопедия.

Keywords: automation sound, speech therapy.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Я работаю учителем-логопедом в детском саду с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Считаю очень актуальным предоставить учебные пособия в виде игр, которые будут способствовать скорейшему овладению ребенком звуков, а также дифференциации наиболее часто смешиваемых звуков, то есть будут способствовать развитию фонематического слуха.

После того, как у ребенка проходит этап постановки звука, возникает следующий, не менее важный этап – это этап автоматизации звука и постепенное введение звука в речь. Для этого существуют специальные игры, которые помогают ребенку овладеть новым звуком, услышать его в речевом потоке и правильно его употребить.  Я разработала несколько учебных пособий по автоматизации звуков, которые помогают ребенку определить позицию звука в слове (где стоит звук: в начале-середине-конце слова), помогают правильно подобрать и назвать картинку с автоматизируемым звуком, составить с этой картинкой словосочетание или предложение. Можно предложить ребенку составить «парочку», т.е. подобрать картинки, объединенные не только общим звуком, но и имеющие общее лексическое значение. Кроме этих заданий, можно предложить ребенку поиграть в сложение слов (на основе картинок). Для дифференциации звуков я использую домино «Парные звуки». Все эти учебные пособия (учебные игры) подходят для детей 4-7 лет. Они красочно оформлены и их можно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы.

Игра № 1 «Необычные цветы» на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Дети выбирают карточку с цветами, например, ландыши, определяют первый звук в слове «ландыши» - / Л /, справа на карточку кладется буква «Л», затем начинают подбирать картинки, в которых есть данный звук: лошадь, яблоко, белка, ласточка, осел, клубника. Дети проговаривают картинки и выкладывают лепестки цветка. Когда весь цветок собран, то дети составляют парочку, которая связана лексическим значением, например, лошадь и осел – это домашние животные. С остальными картинками предлагается составить словосочетания, а затем предложения, например: ловкая белочка(словосочетание), Ловкая белочка нашла еловую шишку. (предложение) и так с каждой картинкой. Точно так же отрабатываем и другие звуки. Например, выкладываю карточку, на которой нарисованы ромашки, дети определяют, что в слове «ромашки» первый звук /Р/. Далее, начинают подбирать картинки, в которых есть звук /Р/. Игра со звуком /Р/ проводится по аналогии, как и со звуком /Л/.

1276 01

Игра № 2 «Ромашка» на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных звуков.

В желтый глазок ромашки вставляются лепестки с тем звуком, который обозначен буквой в середине глазка, например «Р». Ребенок вставляет лепесток и четко проговаривает картинку: У меня лепесток с ракетой. Дальше составляет предложение: Ракета летит в космос. (затем,также  по аналогии с другими картинками).

1276 02

Игра № 3 « Подбери пару» на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных звуков и на развитие фонематического слуха (определение позиции звука в слове.)

Перед ребенком или детьми раскладываются разные картинки и предлагается найти только те картинки, в названии которых есть звук /Р/, далее, задание можно усложнить, например, составить пару картинок, в которых звук /Р/ стоит в середине слова: арбуз-барабан; в начале слова: рак-рыба, роза-радуга; в конце слова: тигр-шар.

1276 03

Игра № 4 «Узнай, где звук» на автоматизацию звуков и на развитие фонематического слуха (определение позиции звука в слове).

Перед ребенком раскладываются карточки с определенным звуком, например /Р/: рак, ружье, ручка. Ребенок четко проговаривает эти слова и в кружочки под картинками раскладывает фишки, отмечая ими, где стоит звук /Р/ (в вышеуказанном примере звук /Р/ стоит в начале слов, поэтому фишка кладется только в первый кружок). По аналогии проводится фонематический анализ и с другими звуками.

1276 04

Игра № 5 «Домино». Игра на автоматизацию и дифференциацию свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Ребенку раздаются карточки со звуками Ч-Щ. Предлагается определить, какой звук слышится в данном слове и подобрать соответствующую картинку, чтобы в ней тоже был этот звук. Например, лещ-плащ, девочка-чемодан и т.д. Таким образом, выкладывается домино с теми звуками, которые ребенок должен закрепить, произнести эти слова правильно и определить, в какой картинке звук /Ч/, а в какой картинке звук /Щ/.

1276 05

Игра № 6 «Помоги сложить слова»

Игра на словообразование и автоматизацию поставленных звуков на уровне предложений. Например, птицы +ловит = птицелов (Птицелов ловит птиц.); сталь+ варит= сталевар (Сталевар варит сталь.) рыба +ловит = рыболов (Рыболов ловит рыбу.) ордена + носит = орденоносец. (Орденоносец носит ордена.)

1276 06

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN