Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Народные традиции и здоровьесберегающие технологии

Дата публикации: 2023-02-05 23:20:57
Статью разместил(а):
Ковалева Татьяна Викторовна

Народные традиции и здоровьесберегающие технологии

Folk traditions and health-saving technologies

 

Автор: Ковалева Татьяна Викторовна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: t.kovaleva@mail.ru

Kovaleva Tatiana Viktorovna

Kindergarten No. 87, Saint Petersburg, Russia

e-mail: t.kovaleva@mail.ru

 

Аннотация: В статье описываются здоровые привычка русского народа, которые легли в основу здорового образа жизни современного человека.

Annotation: the article describes the healthy habits of the Russian people, which formed the basis of a healthy lifestyle of a modern person.

Ключевые слова: здоровье, дети, образ жизни.

Keywords: health, children, lifestyle.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Забота о здоровье представляла собой одну из высших ценностей в славянской культуре. Русскому народу было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья – гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, двигательная активность, содержание тела в чистоте, духовное здоровье, нравственные принципы. Все это способствовало соблюдению здоровому рациональному режиму труда и отдыха.

Национальная культура как источник формирования личности несет в себе в целом огромный здоровьесберегающий потенциал. К традиционным формам поддержания здоровья, которые активно использовались на территории России, можно отнести: закаливание, физическую нагрузку, народную медицину, культуру питания и некоторые религиозные ритуалы народов.

К началу XIX века Россия все еще оставалась аграрной. Преобладающее население составляли крестьяне. Как известно, жизнь крестьянина определял особый мир многовековых обычаев и представлений, тесно переплетающийся с фольклором: в него входили былины и сказания, приметы и заговоры, пословицы и загадки, сельскохозяйственные праздники с песнями и плясками, причитаниями. Многие из них были связаны со здоровьем, так как оно являлось неоспоримой ценностью для каждого человека. Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касались, по сути, всей жизни человека, всех сторон общественных отношений людей. Календарные народные праздники пронизывала идея продолжения жизни, человеческого рода, призыв к укреплению и сбережению здоровья, к благополучию. Здоровье особенно было важно, так как крестьянский труд требовал силу, выносливость, закалку.  Человек прежде всего был ценен как работник. Чем больше работников в семье, тем благополучнее семья.

В течение года двигательная активность в традиционной повседневной культуре русского народа выражалась по-разному. Народы России в ходе исторической практики выработали некоторые правила по поддержанию двигательной активности. Так, весной, летом и в начале осени дополнительной физической нагрузки не требовалось, так как полевые работы, посев-сбор урожая, рыболовство, бортничество, промыслы и ремесленные работы создавали достаточные условия для равномерной загрузки всех мышц и органов человеческого тела.

Зимой основной физической нагрузкой у населения были подвижные игры. В них особенно часто проявлялись этнические особенности.  Игра имеет важное значение в духовном и физическом развитии человека. Следует отметить, что подвижные игры были популярны в любом возрасте.

Игры проводились на свежем воздухе в любое время года и помимо веселого развлечения, это была отличная физическая нагрузка и эмоциональная разгрузка. Бег, прыжки, лазание, веселая толкотня, хороводы и самое главное взаимодействие с другими участниками.

Кроме двигательной и эмоциональной составляющей, народные подвижные игры являлись традиционным средством воспитания. Игра выполняла множество функций: развивала мышление и речь с её помощью обогащался словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, потешками, считалками, развивала наблюдательность и память, воображение и коммуникативные навыки. Игра учит управлять эмоциями, контролировать и позитивно использовать агрессивность; позволяет усвоить социальный опыт взрослых, овладеть многими навыками этнического происхождения; приобщает к доступным формам трудовой деятельности; воспитывает дружелюбие и чувство справедливости; тренирует физическую выносливость и самообладание, настойчивость и терпение; закаляет волю.

В наши дни, игра является также ведущим методом подрастающего поколения. Как и много лет назад, дети постигают жизнь через игру, учатся взаимодействовать с коллективом. Современные дети с удовольствием играют в те игры, в которые, когда играли их предки, это и лапта, и салки, и «Гори, гори ясно ...», и прятки. Для современного ребенка игра, как и много лет назад, является способом постижения мира, открывает нераскрытые грани таланта и способности, а также является любимым способом деятельности и развлечением.

Одним из способов поддержания и укрепления физического здоровья являлось закаливание тела.  Следует отметить, что закаливание в России проводилось регулярно и, нередко, приобретало ритуальные формы и отмечалось как календарные праздники.  Среди летних календарных праздников это был Иван Купала, отмечаемый в день летнего солнцестояния. Причем обрядовая его сторона почти везде одинакова. Чтобы быть здоровым, очистить себя, предохранить «от немочей, порчи и заговоров», в эту ночь устраивали костер, который разжигали от «живого огня», полученного трением, на меже вблизи поспевающей ржи, на берегу реки. Сначала вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через костер. С этой же целью купались в реках и озерах. В некоторых местах накануне топили бани и, воткнув в веники собранную траву, парились для укрепления здоровья. Ведь, как известно из народных поверий, огонь и вода являются очистительными символами, главными стихиями, давшими начало миру.

В некоторых очистительных и целительных и обрядах большую роль играла роса, которую использовали и в качестве косметического. Рано утром девушки умывались росой, что­бы быть красивыми, очистить лицо от веснушек. В Иванов день ходили босиком по росе, чтобы избавиться от усталости. Ивановской росой омывали вымя коров и коз, чтобы повысить их удойность и жирность молока

К наиболее распространенному зимнему христианскому празднику, на котором происходило закаливание организма, можно отнести Крещение, а именно купание в проруби.

Закаливание как элемент здоровьесберегающей системы, активно использовалось в традиционной культуре народов России. Следует отметить, что данная процедура была широко распространена в любом возрасте и по народным, а позднее, христианским законам являлась обязательной.

У детворы купание в реках и водоемах, было любимым развлечением. Эта добрая традиция живет и процветает и в современной России.  Немало времени уделяется закаливанию детей и приобщению к здоровому образу жизни. Начиная с младшего возраста, дети принимают воздушные ванны, широко применяются бодрящие гимнастики, обтирания, обливания водой в летнее время, босохождение.

Но все же самым распространенным средством закаливания является баня. Историки затрудняются сказать, когда человек узнал о пользе бани, видимо, эта традиция уходит своими корнями в самые глубинные пласты культуры. Баня – это неотъемлемый элемент культуры народов России, используемый как составляющая здорового образа жизни человека в повседневности практических всех жителей страны.

Зачастую в понятие «баня» вкладывается весь культурный комплекс действий, осуществляемых человеком в бане. Известно, что баня имеет большое гигиеническое значение, так как условия бани оказывают подавляющее действие на болезнетворные микробы благодаря высокой температуре в помещении. Она способствует предупреждению простудных, кожных заболеваний. Воздействие пара и горячей воды, которое вызывало обильное потоотделение, помогают организму избавиться от загрязнения, что повышает уровень здоровья человека. С помощью бани происходит закаливание. Широко распространен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом.

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

В то же время баня является наиболее распространённой из восстановительных мер, так как не только расслабляет, но и обеспечивает восстановление физических сил, повышает умственную работоспособность человека, способствует более быстрому выздоровлению.

В современной России, народ все больше и больше обращается к опыту предков. Создаются целые организации людей, живущих по правилам наших предков. Детям в таких семьях прививают не только духовную русскую культуру, но и культуру тела. Русский народ, один из немногих в древние и средние века следивший за чистотой тела. Русские люди всегда были близки к природе, пользовались её благами, набирались от неё сил и берегли её.

 

Список литературы:

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учебник. 2-е изд. СПб: Фолиант, 2006.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физическая культура и спорт, 2009.

3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

4. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. М.: Вече, 2005.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN