Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие речевого дыхания

Дата публикации: 2023-02-09 03:19:18
Статью разместил(а):
Тимченко Лариса Владимировна

Развитие речевого дыхания

Development of speech breathing

 

Автор: Тимченко Лариса Владимировна

ГБДОУ «Детский сад № 32», Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: larek8@mail.ru

Timchenko Larisa Vladimirovna

 Kindergarten № 32, St-Petersburg, Russia

e-mail: larek8@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста. Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребёнка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, её плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания ребёнка в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В статье представлены игры и упражнения для формирования правильного дыхания у детей.

Abstract: In this article, the author writes about the features of speech breathing and the ways of its development in preschool children. Breathing is the energetic basis of sounding speech. The development of speech breathing largely depends on the formation of coherent speech in a child, namely the correct sound reproduction, the ability to maintain normal speech volume, its smoothness and intonation expressiveness. Paying attention to the correct speech breathing of the baby in early childhood, you can avoid many speech disorders in the future. The article presents games and exercises for the formation of proper breathing in children.

Ключевые слова: особенности речевого дыхания, правильное звукопроизношение, постановка отсутствующих звуков.

Keywords: features of speech breathing, correct sound reproduction, production of missing sounds.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Правильное речевое дыхание является основой правильно звучащей речи. От степени развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребёнок.  Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях, потому что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком.

Приступая к развитию у ребенка правильного речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный и спокойный вдох без поднятия плеч, а также формировать сильный плавный ротовой выдох. Звуки - это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши лёгкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи. Важно уделять внимание постановке правильного речевого дыхания именно в дошкольный период, это поможет избежать многих речевых нарушений. У детей дошкольного возраста есть свои особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

- Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит смазано и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. В другом случае ребенок пытается успеть произнести фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, не делая пауз.

- Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чём он хотел сказать.

- Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи. 

В норме речевое дыхание происходит следующим образом: небольшой вдох через нос. Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот. Выдох производится до конца. После каждого выдоха берётся пауза (2-3 секунды).

Параметры правильного выдоха при выполнении упражнений:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос;

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Упражнения проводят ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении с детьми от 3 до 6 лет, имеющими различные нарушения речи. Их можно использовать как физкультурные паузы в процессе занятий. Нельзя повторять упражнения больше 4-5 раз, так как это может привести к головокружению. Итак, в какие игры можно поиграть для формирования хорошего речевого дыхания:

«Футбол». Импровизированная игра в футбол. В качестве мяча можно сделать ватный шарик, либо взять бусину из легкого материала. Ворота можно нарисовать или поставить маленькую коробочку.

«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно показать ребёнку, что ими можно двигать выдыхаемой струёй воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.

«Снегопад». Делаем из ваты маленькие шарики и устраиваем своеобразный снегопад, сдувая вместе с ребёнком снежинки со стола, с ладоней и т.д.

«Вулкан». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с водой опускаем трубочку и начинаем дуть в нее - чем сильнее и дольше ребёнок дует в неё, тем интереснее получается «извержение вулкана». Это упражнение очень полезно, потому что соблюдаются два основных требования для правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а долгий выдох через рот.

«Перья». Ребёнок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давая ему опускаться вниз. Ещё можно сдувать перышко (много перьев) с ладони.

«Поем песенку». Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков «ау»). Выдох контролируется ладонью.

«Сломанный микрофон». Показать беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребёнку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Дровосек». Ребёнку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Ворона». Ребёнку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания, например:  гуси - произнести на выдохе «га – га - га»; корова - произнести на выдохе «му»; кошка - «мяу» и т.д.

«Задуй свечку». Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Воздушный шар». Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шар». Детям предлагают накачать «лопнувший шар». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с», при выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Жук жужжит». Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Мыльные пузыри». Любимое занятие всех детей!

Также хорошо помогают игры с музыкальными инструментами: губными гармошками, дудочками. 

Цель всех описанных игр одинакова, так как мы учим ребёнка длительному и плавному выдоху. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счёт постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN