Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Взаимодействие педагогического коллектива группы с родителями дошкольников с заиканием

Дата публикации: 2023-02-15 16:29:25
Статью разместил(а):
Филиппова Марина Митрофановна

Взаимодействие педагогического коллектива группы с родителями дошкольников с заиканием в период режима ограничения речи

Interaction of the pedagogical staff of the group with parents of preschoolers with stuttering during the speech restriction regime

 

Авторы:

Филиппова Марина Митрофановна

ГБДОУ «Детский сад № 51», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: filippvamvrina@yandex.ru

Filippova Marina Mitrofanovna

Kindergarten № 51, St-Petersburg, Russia

e-mail: filippvamvrina@yandex.ru

Дмитриева Валентина Фёдоровна

ГБДОУ «Детский сад № 51», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: valentina.24.09@yandex.ru

Dmitrieva Valentina Fedorovna

Kindergarten № 51, St-Petersburg, Russia

e-mail: valentina.24.09@yandex.ru

Газиева Любовь Петровна

ГБДОУ «Детский сад № 51», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: gazievalyubov@mail.ru

Gazieva Lyubov Petrovna

Kindergarten № 51, St-Petersburg, Russia 

e-mail: gazievalyubov@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается организация работы педагогического коллектива группы с родителями заикающихся дошкольников на режимах ограничения речи с целью повышения родительской компетентности.

Abstract: the article deals with organization of the work of the pedagogical staff of the group with parents of stuttering preschoolers in speech restriction modes in order to increase parental competence.

Ключевые слова: дошкольник, заикание, коррекционный процесс, родительская компетентность, режимы ограничения речи.

Keywords: preschooler, stuttering, correctional process, parental competence, speech restriction modes

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Повышение родительской компетентности детей с заиканием – важный и значимый аспект при взаимодействии педагогического коллектива группы с родителями дошкольников. В концепции семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 гг. под «родительской компетенцией» понимается воплощённая в практиках совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта деятельности, необходимых для успешной реализации родительской роли в соответствии с культурой общества. Образовательная поддержка родителей по осуществлению ими функции семейного воспитания ребенка с заиканием может включать разные компоненты: ценностно-мотивационный (направленный на формирование мотивации родителей на учёт интересов ребенка в процессе коррекционно-логопедической работы); когнитивный (предполагающий овладение прикладными педагогическими знаниями); поведенческий (включающий использование полученных знаний в процессе семейного воспитания ребенка с заиканием). Мы реализуем каждый из этих компонентов в своей работе [4].

Необходимость и целесообразность вовлечения родителей дошкольников с заиканием в коррекционный процесс обусловлена влиянием и значением коммуникативно-речевой среды в семье на коррекцию этого сложного по структуре психофизиологического нарушения [1; 2; 4]. В современных исследованиях выявлено, что у большинства родителей заикающихся дошкольников отмечаются патологические образцы значительного ускорения темпа речи, с явно выраженными показателями «неплавности речи». Такая семейная коммуникативно-речевая среда может являться пусковым фактором в появлении заикания, осложнять процесс коррекционно-логопедической работы [3].

В своей многолетней практической деятельности с детьми с заиканием мы используем принцип  поэтапности в воспитании правильной речи, разработанный Н.А. Власовой и Г.А. Волковой. В детском саду целесообразно проводить подготовительную работу по ознакомлению родителей с режимами ограничения речи. Мы осуществляем такую работу в июне каждого текущего года (в конце учебного года) и считаем эту работу компонентом образовательной поддержки родителей наших воспитанников. Для родителей вновь поступающих детей проводится консультация, где объясняется значение режимов ограничения речи, а также необходимость обязательного исполнения «Режима молчания» и «Режима шёпотной речи» всеми членами семьи.

В понятной и доступной форме до родителей доводится информация о необходимости ограничить на данных этапах  контакты детей с новыми людьми, количество зрелищных мероприятий, о важности исключения таких ситуаций, которые заставляют детей волноваться и побуждают к разговору. Режим шёпотной речи предполагает воздержание от обычной громкой речи, не лишая при этом возможности поддерживать необходимый обмен мыслями, эмоциями и чувствами с окружающими.  По своему влиянию на ослабление заикания, по нашим наблюдениям, шепотная речь равносильна молчанию. При этом досуг дети должны проводить в играх преимущественно настольных и дидактических, так как творческие игры могут привести к громкой речи. Этот период достаточно ответственен и труден в организационном отношении.

Предварительное ознакомление родителей наших будущих воспитанников со спецификой режимов ограничения речи при осуществлении коррекционно-логопедической работы позволяет реализовывать ценностно-мотивационный компонент их образовательной поддержки, способствовать росту заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами ДОУ.

В начале нового учебного года после адаптационного периода, во второй половине сентября начинается проведение режимов ограничения речи. Для решения задач этого периода мы используем интерактивные формы взаимодействия с родителями заикающихся дошкольников, направленные на получение знаний об этиологии и механизмах заикания, об особенностях проявления заикания в разном возрасте, о риске рецидивов. В этот период мы начинаем реализовывать когнитивный и поведенческий компоненты образовательной поддержки родителей.

В рамках мероприятий когнитивного компонента проводятся круглые столы, интерактивные занятия с родителями. Кроме того, осуществляется и дистанционная поддержка родителей через виртуальную информационную площадку (мобильный мессенджер). В ходе таких мероприятий осуществляются задачи формирования знаний и представлений родителей о системе коррекционно-педагогической работы в ДОУ, о правильном дыхании, голосоподаче, интонировании и паузации  в речи; родители вовлекаются в фрагменты логоритмических занятий, релаксационные упражнения и так далее. Большое значение имеет наглядная информация для родителей: письменные консультации-рекомендации с указанием правила речи: «Громко говорить нельзя, только ШЁПОТОМ пока».

Каждому ребенку совместно с родителями рекомендуется ежедневное пропевание «звуковых ниточек» с глухими согласными звуками, обозначив связки и паузы (то есть, где говорить слитно, а где делать остановку голосом). При формировании родительской компетенции мы проводим обучение родителей правильному совместному выполнению дыхательных и голосовых упражнений с ребенком в рамках мастер-классов от учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей. Рекомендации для родителей на этот период включают: примеры упражнений и игр, направленных на закрепление навыков правильного речевого дыхания и расслабления; ознакомление с правильным шёпотным произношением считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными звуками [С, Ш, Х, Ф] и речевой материал для повышения родительской компетенции; примеры настольных и дидактических игр, подходящих для досуга дошкольников (спокойные игры с разборными игрушками, с мозаикой, с мелким строительным материалом, конструирование, рисование, раскрашивание и прочее).

Рекомендации для педагогов и сотрудников ДОУ на этот период: продолжать обращаться к детям шёпотом; во время общения с детьми использовать негромкие звуковые сигналы (например, строиться под негромкие удары бубна и т.п.); воспитывать у детей зрительную ориентировку, внимание, выдержку, усидчивость, своевременную реакцию на сигнал, спокойное произвольное поведение. Шёпотом произносить с детьми считалки, потешки, звукоподражания с глухими согласными [С, Ш, Х, Ф]. В группе рекомендуется проводить спокойные игры, использовать обводки, штриховки, игры со счетными палочками («посмотри и запомни, потом выложи»). Проводить занятия ручным трудом (вышивание, плетение, работа с бумагой). Читать книги спокойного характера.

Эффективность такого взаимодействия с родителями детей с заиканием в дошкольном образовательном учреждении в период режима ограничения речи позволяет повысить готовность и желание родителей участвовать в коррекционно-развивающем процессе; увеличивает потребность родителей в самообразовании и повышении родительской компетентности во взаимоотношениях с заикающимся ребенком; формирует их готовность осознавать роль и ценность собственного родительства; способствует одобрению и признанию деятельности педагогов.

 

Список литературы:

1. Жулина Е.В., Проскурякова А.А. Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 117-120.

2. Калягин В.А. Заикание: пути к пониманию // Дефектология. 2018. № 5. С. 24-32.

3. Рау Е.Ю., Чайкина А.С. Влияние коммуникативно-речевой среды в семье на развитие нарушения плавности речи при заикании у детей // Письма в Эмиссия. электронный научный журнал. 2019. № 5 (май).  ART 2725.

4. Староверова Т.С., Поникарова И.Н. Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 651-655.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN