Спортивные подвижные игры как средства повышения двигательной активности дошкольников
Спортивные подвижные игры как средства повышения двигательной активности дошкольников
Sports moving games, as a means of increasing the motor activity of children of older preschool age
Автор: Матюшова Наталья Алексеевна
МДОУ «Детский сад № 380», Волгоград, Россия
e-mail: matyushowa.natali@yandex.ru
Matyushova Natalia Alekseevna
Kindergarten № 380, Volgograd, Russia
e-mail: matyushowa.natali@yandex.ru
Анyотация: Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Спортивные игры представляют собой очень важный раздел в ряде средств физического воспитания дошкольников. Спортивные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста для повышения двигательной активности, развития координации движений и ловкости.
Abstract: Sports games and game movements are natural companions of the child's life, having great educational power, forming the physical and personal qualities of the child. Sports games are a very important section in a number of physical education tools for preschoolers. Sports moving games are simply necessary for preschool children to increase motor activity, develop coordination of movement and dexterity.
Ключевые слова: спортивные подвижные игры, двигательная активность, физические упражнения.
Keywords: sports moving games, motor activity, exercise/
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Как показывает статистика, в настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, а здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека.
Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, в следствие чего снижается двигательная активность, нарушается координация движений, ловкость. Ведь при недостаточно развитой координации не получится широкого замаха, сильного броска мяча при метании предмета; овладение скоростью бега; прыжка в длину. Способность правильно координировать движения – залог того, что воспитанник будет точно выполнять общеразвивающие упражнения и основные движения. А от этого зависит степень нагрузки на весь организм.
Спортивные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста для повышения двигательной активности, развития координации движений и ловкости.
Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
Спортивные игры представляют собой очень важный раздел в ряде средств физического воспитания дошкольников. Они должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задания на развитие физических качеств.
Подвижные и спортивные игры укрепляют здоровье ребенка, развивают двигательные качества, навыки, улучшают ритм и точность движений, улучшают деятельность основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшают физическое развитие детей, воспитывают морально-волевые качества. Очень ценно, что занятия спортом и занятия спортом способствуют воспитанию у дошкольников положительных качеств характера, создают благоприятные условия для развития дружеских отношений в коллективе. Летом и зимой их проводят на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания ребенка.
Игра - важнейший вид деятельности ребенка - играет огромную роль в физическом развитии и воспитании ребенка. Это эффективное средство формирования личности дошкольника, его нравственных, волевых и физических качеств. Образовательная ценность игры во многом зависит от профессионального мастерства тренера-воспитателя, от его знания психологии ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями учеников, от четкой организации и проведение возможных игр.
Особенно исключительные условия для развития физических качеств, подвижные игры раскрывают истинный характер ребенка. Именно здесь приобретается коллективизм, упорство, настойчивость, смелость и честность, происходит формирование духовных и физических качеств человека. Кроме того, подвижные игры служат средством эстетического воспитания.
Подвижные игры с элементами спорта входят в действующую программу физического воспитания всех образовательных учреждений, в том числе в детских садах.
Подвижные игры - это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Активная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы; улучшает движения, развивает их координацию; формирует скорость, силу, выносливость; учит детей действовать по правилам, действовать осознанно в меняющейся игровой ситуации; познать окружающий мир; активизирует память, представления; развивает мышление, воображение; пополняет словарный запас и обогащает речь детей; учит действовать в команде, подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, дисциплину; учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
Спортивные игры - это сложные подвижные игры. Это виды игровых соревнований, в основе которых лежат различные технико-тактические приемы поражения в процессе противостояния определенной цели спортивным снарядом (обычно это спортивный мяч, цель - ворота, детская площадка и т. д., противников); содержание и организация спортивных игр регулируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляют собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т. д.), Выполняемые игроком или взаимодействующими партнерами в борьбе с противником и направленные на создание игровых ситуаций, в конечном итоге обеспечивающих победу. Во многих спортивных играх спортсмены участвуют в прямом, контактном поединке. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.
Есть спортивные игры:
- командные (например: волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея);
- личные (например: боулинг, керлинг, шахматы, шашки);
- игры, существующие как личные, так и командные (например, бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис).
Качественные преобразования двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят на основе улучшения чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям этого возраста следует дать возможность проявить свои способности, навыки и использовать свой двигательный опыт по-разному. При этом очень важно, чтобы ребенок сам находил решения, проявлял инициативу, творческий подход и чувствовал себя свободным.
Как показало изучение практики физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, элементарных подвижных игр для решения этих задач явно недостаточно. Повышенный интерес к играм, содержащим сложно скоординированные двигательные действия, обусловлен биологическими факторами и связан с качественными изменениями в развитии детского организма.
Спортивные игры - это виды игровых соревнований, в основе которых лежат различные технико-тактические приемы поражения в процессе противостояния определенной цели спортивным снаряжением (обычно это спортивный мяч, цель - ворота, детская площадка и т.д.)
Данные исследований и практики показали, что в старших группах детского сада возможны и рекомендуются подвижные игры с элементами спортивных игр. Их вводят, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр требуют большей организованности, наблюдательности, доступной детям определенной техники движения и быстрой двигательной реакции, чем в подвижных играх.
Объединяющей чертой этих и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя творческую инициативу, то в играх с элементами спортивных игр существует определенное ограничение движения, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. Количество участников в командах определено, обязанности распределены, продолжительность игры ограничена по времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия для игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В этих играх дети получают правильные навыки, соответствующие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переподготовку в будущем и имеет важное значение для подготовки к школе.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных чувств и постоянного интереса к результатам игры. Увлечение ребенка игрой улучшает физиологическое состояние организма.
Спортивные упражнения пополняют словарный запас и обогащают его такими словами, как ракетка, волан, стойка (бадминтон или теннисист), городки, кегли, битва и т.д. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают освободить выражение эмоций.
В бессюжетных играх содержатся интересные для детей двигательные задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это: игры типа забеги, ловушки (не имеют сюжета, изображений, но имеют правила, ролевые, игровые действия) игры с элементами соревнования (индивидуальные и групповые) простые эстафетные игры (проводятся с разделением на команды; ребенок стремится выполнить задание с целью улучшения результата команды) игры с использованием предметов (булавки, обруч, бросок кольца, бабка, Школа мяча) требуют определенных условий; правила в них нацелены на порядок расстановки предметов, их использование, последовательность действий игроков плюс элемент соревнования для достижения лучших результатов
Веселые игры для детей младшего возраста (Ладушки, Рогатый козел) побуждают детей к физической активности.
Развлекательные игры, в которых двигательные задачи выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
Игровые упражнения, в которых каждый ребенок действует отдельно, следуя инструкциям взрослого.
Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют хладнокровия, организованности, наблюдательности, владения определенной техникой движений, скорости двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, а дети играют по упрощенным правилам.
Таким образом, спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и физических качеств.
Базовые движения - это жизненно важные для человека движения, которые он использует в своей разнообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание; постоянный необходимый компонент этих движений - чувство равновесия. Основные движения носят динамичный характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное воздействие на организм, способствуя физическому развитию и здоровью ребенка.
Среди основных видов движений, наиболее важных в спортивных играх, необходимо выделить бег (футбол, гандбол), прыжки (волейбол, баскетбол), метание (гандбол, баскетбол, хоккей).
Итак, для успешной практики спортивных игр детям старшего дошкольного возраста необходимо совершенствовать основные виды движений и физические качества, в первую очередь.
Спортивные игры укрепляют большие группы мышц, развивают психофизические качества: силу, скорость, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка развивается умственная деятельность, ориентация в пространстве, интеллект, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; в нем воспитываются сдержанность, выдержка, ответственность, воля и решительность; его сенсомоторный опыт обогащается, творческие способности развиваются.
Спортивные игры дают каждому ребенку возможность почувствовать важность участия в совместных действиях, помогать друг другу в достижении результатов и успеха, т.е. знакомят детей с общечеловеческими ценностями жизни: добротой, коллективизмом, взаимопомощью.
Список литературы:
- Аксенова Н. Повышение уровня физической активности и дозировки физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями // Дошкольное образование, 2001.
- Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. - М., 1991.
- Бочарова Н. Спортивно-спортивный отдых в детском саду: новые подходы, рекомендации // Дошкольное образование, 2005.
- Вавилова Е.Н. Развитие силы, ловкости, выносливости у дошкольников: Пособие для воспитателя детей. сад. - М.: Просвещение, 1992.
- Вавилова Е.Н. Учим бегать, прыгать, лазать, бросать: Пособие для воспитателя детей. сад. - М.: Просвещение, 1982.
- Волошина Л., Новичкова Л. Играем в баскетбол // Ребенок в детском саду, 2003.
- Волошина Л., Лунина Т., Новичкова Л. Играем в хоккей // Дошкольное образование, 2006.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания дошкольников.-М.: Просвещение, 1984.
- Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Учитель физкультуры в дошкольных учреждениях: Учебное пособие. инструкция для шпильки. выше. и среда пед. образовательные учреждения / Под ред. С.А. Козловой.- М.: Издательский центр Академия, 2000.
- Лях В., Панфилов Н. Для развития координационных способностей // Дошкольное образование, 1990
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1971.