Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Возможности игровых технологий для социально-коммуникативного развития дошкольников

Дата публикации: 2023-08-21 11:08:59
Статью разместил(а):
Юшкова Марина Петровна

Возможности игровых технологий для социально-коммуникативного развития дошкольников

The possibilities of gaming technologies for the social and communicative development of preschool children

 

Автор: Юшкова Марина Петровна

МБДОУ «Д/с № 21», п. Красногорский, Россия

e-mail: marina.yushkova1977@mail.ru 

Yushkova Marina Petrovna. 

Kindergarten № 21, Krasnogorsky, Russia

e-mail:marina.yushkova1977@mail.ru

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности игровых технологий – это фундамент всего дошкольного образования. В свете федеральных государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра, являясь самым доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника.

Annotation: The article reveals the features of gaming technologies – this is the foundation of all preschool education. In the light of federal state educational standards, the child's personality is brought to the fore, and now all preschool childhood should be devoted to the game. The game, being the most accessible type of activity, contains inexhaustible opportunities for the full development of a preschooler. 

Ключевые слова: игровые технологии, дошкольники, эмоциональное состояние, коммуникативные навыки.

Keywords: game technologies, preschoolers, emotional state, communication skills.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры». А.В. Луначарский.

Большими потенциальными возможностями для формирования социально-коммуникативных умений обладает игра. Игра, являясь самым доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника. Однако в традиционной практике дошкольного образования игра отодвинута на второй план. Безусловно, педагоги включают игровые моменты, ситуации и приемы в различные виды детской деятельности, но развитию игры как свободной, самостоятельной, совместной со сверстниками деятельности не уделяют должного внимания. Дети в старшем дошкольном возрасте отдают предпочтение играм с правилами, к числу которых относятся подвижные, дидактические и развивающие игры.

Игры с правилами служат для дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми: они помогают им осознать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил, подойти к пониманию норм морали, всеобъемлющих требований справедливости, обязательств, которые есть у каждого человека. Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Несмотря на то, что сотрудничество детей продолжает носить практический характер и связано с реальными делами детей, оно приобретает вне ситуативный характер. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования у детей коммуникативных умений.

Традиционно общение детей формируется в контексте творческих, сюжетно-ролевых игр. В ролевой игре существует два вида общения: игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени взятой на себя роли. Организационное общение имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей, контроле за выполнением правил поведения в игре. Благотворное влияние на эмоциональный климат в игре оказывают умения:

- прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда …» и т.п.

 - обратиться к ребенку по имени или по названию роли;

- высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;

- способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком, или же, в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;

- выяснить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;

-  обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;

-  убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

В педагогическом процессе, организуемом для детей дошкольного возраста, основное место исследователи отводят дидактической игре. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, писал, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. В этом смысле мы можем назвать дидактическую игру средством проведения досуга ребенком. Для нас важен тот факт, что отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Обогащение роли определенным коммуникативным содержанием будет способствовать овладению детьми способами общения и дальнейшему переносу этих способов в реальную жизнь.

Реализация игровых технологий при социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста предполагает применение в образовательном процессе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах следующих игровых упражнений, которые можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности они воздействуют.

Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры: «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.

Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хотим».

Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.

Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого  ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.

Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.

Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.

Специальные игры и упражнения для развития коммуникативных навыков:

1. «Я и мое тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие  мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли:  «Походи как старик, лев, как котенок, как медведь»). Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, «гнев», с последующим отображением этого чувства в движениях).

2. «Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов,  мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения  (беседы «Как можно общаться без слов?», «Зачем нужна речь?»,  игры «Через стекло», «Расскажи стихи без слов»,  «Испорченный телефон»).

3. «Я и мои эмоции». Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции («Пиктограммы», «Рисуем эмоции пальцами», «Дневник настроений», беседы об эмоциях).

4. «Я и Я». Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. «За что меня можно любить? За что меня можно ругать?», «Кто я?», для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения «я»).

5. «Я и моя семья». Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи (рассматривание фотоальбома; беседа «Что значит любить родителей?»; разыгрывание ситуаций; рисунок «Семья»).

6. «Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу (коллективное рисование, беседы «Кого мы называем добрым  (честным, вежливым и т.п.)?», проигрывание ситуаций).

Игры для развития коммуникативных навыков в конкретной ситуации развития ребенка.

1. Беспокойный ребенок (обостренно эмоционально реагирует на все вокруг; слезы, обидчивость, и тут же смех; импульсивность, непредсказуемость поведения):

1) знакомство с основными эмоциями и тем как они проявляются («Азбука настроения»);

2) тренинг мышечного расслабления;

3) использование психогимнастики М.И. Чистяковой: этюды на выражение интереса, внимания, сосредоточенности, удовольствия, удивления, печали, презрения, страха, вины.

2. Неадекватная самооценка (завышенная – во всем стремится быть лучше других «я самый лучший», «вы все должны слушать меня»; заниженная – пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость):

1) проигрывание ситуаций, решение ситуаций теоретически («Соревнование», «Поломанная игрушка»);

2) «Я и другие» (рассказать о себе и своих близких, подчеркивая «+» черты другого; выделить отрицательные качества в себе, положительные, акцентируя внимание на последних);

3) осознание своего тела, умение взглянуть на себя со стороны («Жмурки», «Зеркало» (ребенок смотрит в зеркало, которое повторяет его движения), «Прятки», «Путанка»);

4) осознание чувств и желаний людей, которые находятся вокруг него («Передача чувств»).

3. Агрессивный ребенок:

1) эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения («Брыкание», «Кулачок», «Подушечные бои», «Выбиваем пыль»);

2) формирование навыков бесконфликтного общения (настольные игры, конструктор);

3) лепка (глина).

4. Конфликтный ребенок (ссоры и драки сопровождают его постоянно, не может найти выход даже из самых простых ситуаций):

1) развитие умений детей договариваться друг с другом, видеть и использовать невербальные средства общения («Спина к спине», «Сидящий и стоящий»);

2) осознание себя и черт своего характера («На кого я похож» – на какое животное, птицу, дерево…);

3) ролевая гимнастика: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого опыта ребенка. («Посидеть, как пчела на цветке», «Наездник на лошади», «Карабас-Барабас», …);

4) сочинение сказки по кругу: выражение индивидуальности, высказывание своих мыслей; учит адекватным способам взаимодействия, взаимопомощи, умение выслушивать собеседника;

5) беседы («Как правильно дружить?»);

6) разыгрывание ситуаций.

5. Застенчивый ребенок:

1) снятие мышечных зажимов («Веселая зарядка»);

 2) овладение неречевыми средствами общения («Колдун», «Расскажи стихи руками»);

3) решение конфликтных ситуаций (сюжетные картинки, рассказ);

4) коллективное рисование: чувство общности со всеми («Наш дом»);

5) рисование «Какой я есть, и каким бы я хотел быть»;

6) разыгрывание ситуаций, отражающих проблемы в общении.

6. Замкнутый ребенок (знает, как общаться, но не умеет):

1) умение думать о себе в «положительном» ключе («Назови свои сильные стороны»); совместный рисунок на тему «Как мы боремся с трудностями», беседа после рисунка, или беседа, затем рисование, где изображаются способы борьбы с трудностями);

2) овладение неречевыми способами общения;

3) разыгрывание ситуаций по имеющимся проблемам;

4) совместные настольные игры (несколько детей);

5) навык понимания и развития замысла другого человека («Маленький скульптор»);

6) рисунок «Я в будущем»: дать перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

Таким образом, игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете федеральных государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на развитие художественно-творческих способностей детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой. Для детей игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Через чувства и эмоции самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности, и поэтому обогащение детей опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития.

 

Литература:

1. ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155.

2. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников // Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 

3. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: Практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

4. Запорожец Л.В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1985.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Бондаренко А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр // Дошкольное воспитание. 1987.

7. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных  взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1986.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN