Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Спонтанная игра детей дошкольного возраста и принципы её обогащения

Дата публикации: 2023-09-06 21:44:34
Статью разместил(а):
Александрова Светлана Юльяновна

Спонтанная игра детей дошкольного возраста и принципы её обогащения

Spontaneous play of preschool children and the principles of its enrichment

 

Автор: Александрова Светлана Юльяновна

ГБДОУ «Детский сад № 120 Невского района», Санкт-Петербург, Россия

E-mail: sveta-aleks-69@mail.ru

Aleksandrova Svetlana Ulianovna

Kindergarden № 120 of the Nevsky District, St. Petersburg, Russia

E-mail: sveta-aleks-69@mail.ru

 

Аннотация: Спонтанная игра является огромным развивающим потенциалом для ребенка, познающего окружающий мир.

Abstract: Spontaneous play is a huge developing potential for a child who learns about the world around him.

Ключевые слова: дошкольник, спонтанная игра, игровое пространство.

Keywords: preschooler, spontaneous play, play space.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

  

Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка – дошкольника. В Стандарте дошкольного образования, среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, называются:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

-  поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Для полноценного развития ребенку – дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры, она не может обеспечить развитие. Использование игры, только как средства реализации Программы, приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры.

Это важнейшая часть работы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

В чем состоит основная проблема реализации образовательного процесса в форме игры?

Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетно-ролевые и прочие игры. Если игровая деятельность задана извне, она не может называться спонтанной игрой и тем более не может выполнять свои развивающие функции.

Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её, добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.

Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры. По мере овладения способами игровой деятельности, организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными назначениями.

Ребёнок должен получать удовольствие от игры. Она должна максимально походить на реальную жизнь, на различные жизненные ситуации. В спонтанных играх нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста. Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами: стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.

Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая была бы открытой, доступной и развивающей. Среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, в свою очередь, несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

Для организации развивающей предметно-пространственной среды необходимы следующие правила:

- предоставление детям возможности самостоятельно делать выбор своей деятельности;

- учёт возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей;

- доступность всех предметов и материалов;

- привлечение в качестве помощников родителей.

Например. Тема недели: "Транспорт". Утро новой недели начинается с игрового момента - внесения в группу новой машины или какого-либо предмета, относящегося к теме. Предметно-развивающую среду можно дополнить необходимым материалом, который может понадобиться для игр. Это конструкторы разной модификации, дорожные знаки, машины, отображающие специальное назначение (грузовик, пожарная, военная, скорая помощь и т.д.) Кроме этого создаются игровые зоны: "Музыкальная гостиная", "Театр", "Книжкин дом", "Лаборатория" и многое другое. Имеется "Волшебная коробочка" с предметами - заместителями. Всё это доступно детям. Ребёнок может начать игру в любое удобное для него время. Если другие дети подключаются к задорной игре, то детское воображение, фантазия, выдумка и творчество безграничны.

Материал развивающей предметно-пространственной среды группы нужно менять, в зависимости от угасания или возникновении интереса детей. Все имеющиеся материалы, находятся в полном распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Ребенок сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

Таким образом, спонтанная игра - это прирождённая, полная радости, своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой -либо внешней цели, а для собственного удовольствия. Игра для ребёнка - это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.

Игра, как деятельность ребенка и игра, как педагогическая форма – это разные вещи.

Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:

- Наличие роли;

- Наличие игрового мотива (то есть самостоятельно инициированной деятельности).

Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.

Самодеятельная (спонтанная) игра – это уникальная деятельность ребенка, мотив которой лежит в ней самой. Суть самодеятельной игры – в ее процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение.

Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и «инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид игры). Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в самодеятельную или спонтанную. С другой стороны, игра может быть несамодеятельной, даже если ребенок играет в нее самостоятельно. Например, игра в пирамидку или пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется ребенком.

В целевых ориентирах ФГОС указано, что ребенку нужно создать условия для проявления инициативы и самостоятельности. Проблема безынициативности детей очень серьезна. Только проявляя инициативу и обладая самостоятельностью, ребенок сможет поставить собственные цели. Ребенок по природе активен, ему надо реализовывать себя.

Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра.

Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками. Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены. Такое же условие содержится внутри самодеятельной игры. Ведь только так самодеятельная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться. Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение предполагает сформированность внутреннего плана действий, способность представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Только в самодеятельной игре формируются знаковые действия и способность к моделированию.

Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре. Пиаже сказал, что ребенок видит окружающий мир только со своей точки зрения. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный компонент. Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются волнообразно. Учебная деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и лежит прочная взаимосвязь дошкольного детства и школьного возраста.

Сегодня специально организованные игры вытесняют из педагогического процесса самодеятельную игру. Как правило, взрослый занижает требования к ребенку, занижает зону его ближайшего развития.

Если дошкольник играет с детьми старшего возраста – разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не всегда способен.

Предлагается использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр:

1. Игра - есть размышления об окружающей действительности. Поэтому ребенку нужно обогатить знания и представления об окружающем мире.

2. Способы игровых действий (показать, как можно использовать предметы окружающей среды), обогащение игрового опыта.

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

4. Активизирующее общение взрослого.

Очень важно сохранить огромный развивающий потенциал спонтанной детской игры.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN