Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Анализ психологического развития дошкольников в cовременных условиях

Дата публикации: 2023-09-08 19:04:30
Статью разместил(а):
Кузнецова Надежда Алексеевна

Анализ психологического развития дошкольников в cовременных условиях

Analysis of the psychological development of preschoolers in modern conditions

 

Автор: Кузнецова Надежда Алексеевна

ГБДОУ "Детский сад № 24 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

е-mail: djkr2003@mail.ru

Kuznetsova Nadezhda Alekseevna

Kindergarten No 24, St. Petersburg, Russia

е-mail: djkr2003@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена анализу современных цивилизационных условий социализации дошкольников, развития познавательной и мотивационной сферы детей. Показано, что предметная и социокультурная среда современного детства оказывают существенное влияние на возрастные характеристики психического и личностного развития ребенка.

Abstract: The article is devoted to the analysis of modern civilizational conditions of socialization of preschoolers, the development of cognitive and motivational sphere of children. It is shown that the subject and socio-cultural environment of modern childhood have a significant impact on the age characteristics of a child's mental and personal development.

Ключевые слова: дошкольник, современные дети, цивилизация, детский сад.

Keywords: preschooler, modern children, civilization, kindergarten.

Тематическаккя рубрика: Дошкольное образование.

 

Новые социально-экономические условия сильно повлияли на сферу семейных отношений. Нас интересует, прежде всего, отношения между родителями и детьми. Существенно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев. На всё это у современных родителей нет ни времени, ни сил. Совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Внимание за развитием ребёнка все чаще передается профессиональным педагогам - няням, центрам раннего развития, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям. Основным фактором современной цивилизации, оказывающим огромное влияние на содержание современного детства, стал быстрый рост новых технологий и, в первую очередь, информационных.

Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого существования – коммуникативной.

Новая коммуникационная среда расширяет возможности человека и вместе с тем ограничивает проявление его способностей, его особенностей, его индивидуальности.

Очевидно, что все изменения, которые отмечаются в последние годы в психологическом портрете дошкольника (особенности его общения, личностного развития, игровой деятельности,  готовности к школе), причины которых видят в неправильной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о другом характере его дοшкольной социализации, по сравнению с веком 20-ым.

Большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае: конструктор, мягкая игрушка, машинка, кукла, электронная игрушка. То же самое относится и к детской обуви, одежде. Приведение к единообразию детского имущества формирует единообразные эталоны восприятия, единые стандарты и ценности. Продукция для детей, как материальная, так и духовная, успешно реализуется не только там, где ее производят, но и в других странах. Экономические интересы производителей требуют единства вкусов и предпочтений потребителей, вне зависимости от их национальной и культурной принадлежности. Следовательно, экономическая глобализация влечет за собой глобализацию культурную, ведущую к формированию у детей (да и у взрослых тоже) вненациональных стандартов, по крайней мере, повседневной, бытовой культуры. Этот процесс сегодня называют «глобализацией детства»

Психологические особенности современных дошкольников. Наряду с определенными преимуществами сοвременных детей перед их сверстниками прошлого века, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями обнаружено, что уровень психологической зрелости сοвременных дошкольников, стоящих на порοге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники ещё 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не достигают требуемого уровня социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Родители и педагоги (88,9% респондентов), работающие с дοшкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет.

Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника (воспитатели детских садов - 44,4 % и 23% родителей). Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации?

Сегодня дети намного раньше, чем до сих пор, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Какая современная мама уже двухлетним малышам не покупает «Азбуку» и не вешает на стену алфавит в картинках?! Развивающие и пοлезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готοвить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слοгам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.

Все это дает взрослым основания утверждать, что современные дети умнее, сообразительнее, всё быстро схватывают, более развиты, раскованы, лучше адаптированы к сοвременной жизни.

Принципиальное значение имеет модальность утверждения. В устах родителей и дошкольных педагогов эта фраза звучит скорее как похвала современному малышу, управляющемуся с таким информационным потоком, который не всякий взрослый выдержит. В устах детского психолога и логопеда это утверждение звучит скорее печально, подчеркивая, что сοвременный ребёнок больше теряет в плане психологического развития, в плане коммуникации, чем приобретает.

 

Справедливости ради надо отметить, что многие профессиональные педагоги (например, воспитатели, психологи детских садов) наряду с сильными сторοнами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие (воспитатели - больше 50%), слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого.

Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий этап жизни – школьный.

Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, несовершенство коммуникативных умений и навыков, более низкий уровень речевого развития, своеобразие эмоционально-волевой и эмоционально-нравственной сферы.

Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии всех компонентов речи.

Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Системное недоразвитие речи современных детей характеризуется нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического анализа и сминтеза, аграмматизмами, нарушениями сложных форм словообразования, недостаточной сформированностью связной речи, трудностями понимания лексико-грамматических конструкций, дислексией и дисграфией.

Специалисты связывают эти отклонения как с замедлением темпа интеллектуального и физического развития современных детей, отмечающегося с конца прошлого века, так и с изменившимися цивилизационными условиями жизни детей.

Главным образом, одной из причин фиксируемых сегодня особенностей речевого развития детей стало снижение ценности культуры слова в современном мире, вытеснение ее видеокультурой.

Современные родители меньше, чем это необходимо для полноценного речевого развития ребенка, разговаривают со своими детьми, мало читают и рассказывают им сказки. А покупая книжки для самых маленьких, больше ориентируются на красочность и оригинальность издания, нежели на художественные достоинства текстов. Сегодня на прилавках книжных магазинов можно найти огромное количество внешне привлекательных книжек-игрушек, претендующих на развивающее и обучающее содержание, но являющихся, по сути дела, низкопробным чтивом.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста.

Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и прописными. Что даёт этот навык будущим школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют ли современные дети какие-либо преимущества перед своими дедушками и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными?

Как ни удивительно, но у большинства сегодняшних первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму. Графический навык состоит в выработке общей программы движения, которая может быть выполнена не только с помощью правой (или левой) руки, но и с использованием целого ряда других мышц нашего тела, а также установления зрительно-моторной координации движений пишущей руки.

Какие же факторы развития современных детей препятствуют формированию правильного графического навыка? Прежде всего, это, несомненно, компьютер, с которым ловко управляются уже и 2-3-летние дети. Происходит выработка принципиально иного графического навыка, нежели тот, который потребуется от ребенка в школе.

Можно предположить, что высокие технологии не столько способствуют, сколько препятствуют полноценному моторному развитию современных дошкольников, нарушают становление зрительно-моторных координаций, приводят к формированию неправильного зрительно-двигательного образа букв.

Немалый вред приносит и ставшее сегодня повсеместным слишком раннее –до 5 лет -обучение детей графическому навыку. Нервно-мышечные и зрительные возможности -5-летних детей еще не позволяют им полноценно освоить навык курсивного письма, поэтому результатом такого обучения становится закрепление неверных траекторий движения, соединений букв и их элементов, неустойчивость письма.

Обучение детей чтению выступает сегодня одним из важнейших культурных приоритетов семьи и дошкольных образовательных учреждений. Нетерпеливые родители показывают ребёнку буквы, начиная с двухлетнего возраста, едва лишь у него сформируется более или менее внятная речь, пытаются использовать различные популярные методики раннего обучения чтению. К моменту поступления в школу практически все дети умеют читать, по крайней мере, по слогам, многие читают бегло. Οднако, для большинства дошкольников чтение – всего лишь механический навык, не имеющий никакого отношения к его мыслям, чувствам, интересам и переживаниям, да и просто к способности понимать прочитанное.

Можно сказать, что современные дети готовы к школе лишь технологически, т.е. готовы к обучению чтению, письму, счету, но не готовы к усвоению смысловых основ грамотности. Дети мало знают об окружающей жизни, изначально имеют низкий познавательный интерес, миало знают об отношениях между людьми и поэтому плохо понимают то, о чем читают на занятиях. Такой уровень функциональной грамотности, то есть умения понимать читаемый текст и извлекать из него информацию, необходимую для решения учебной или практической задачи, становится сегодня типичным для многих школьников, и потребуется немало сил и времени, чтобы привить ребенку подлинный интерес к чтению, научить получать от чтения удовольствие.

Наши дети живут вместе с нами, одной с нами жизнью, и создание для них специальных психолого-педагогических условий, свободных от вредных влияний современности, представляется по меньшей мере нереальным, а точнее – бесполезным. Воспитание в условиях, оторванных от реальных жизненных факторов, лишится главного условия своей эффективности – соответствия реальным потребностям ребенка, его интересам, стремлениям, желаниям.

Опрос родителей показал, что подавляющее большинство из них (свыше 96%) считают, что их дети растут в более благоприятных условиях, чем росли они сами, у них больше возможностей для развития и самореализации, их жизнь свободнее, насыщеннее, интереснее, «у них есть то, чего у нас никогда не было». Ни один из участников нашего опроса (а среди них были не только родители, но и бабушки, дедушки детей) не аргументировал свое мнение сакраментальной фразой «А вот в наше время было лучше».

Родители отмечают, что их дети играют в другие игры, у них иные интересы и увлечения, но не считают это признаком того, что они растут как-то неправильно. Следовательно, трудно ожидать, что кто-либо из современных родителей решится на сознательное, а потому –искусственное –создание для своего ребенка тех «полезных» с психологической точки зрения условий, о которых так сокрушаются детские психологи. Более того, сегодня родители в ещё большей степени, чем это было раньше, озабочены идеей всестороннего развития своих детей, это стало одной из главных семейных ценностей. Они стараются максимально использовать те материальные и технологические ресурсы, которые предоставляют общество и современные достижения цивилизации.

Можно ли вообще ставить вопрос о правильности или неправильности детства? Его продолжительность, конкретное содержание, социальная ценность всегда отражали представления современного той или иной эпохе общества о социальном предназначении ребенка. Взрослые передают детям знания, умения, ценности, стереотипы, эталоны той цивилизации и того общества, в котором живут, а не того, которое было или только будет.

Наивно требовать от взрослых создания для детей таких условий развития, которые отражали бы приоритеты общества, которого уже или еще нет. Исторически сложилось так, что наиболее подробному психологическому изучению подверглось детство индустриального общества ХХ века. Выявленные тогда закономерности психического развития ребенка признаны возрастной нормой и приняты большинством психологов практически без какой-либо оговорки по поводу относительности этой нормы.

Но в истории человечества были, есть и будут другие способы проживания детства, и, по-видимому, сейчас мы переживаем период перехода к другому детству, отличному от того, которое мы привыкли считать нормой.

Современные социокультурные и цивилизационные процессы имеют масштабный характер, они типичны для всех стран, находящихся на одном уровне экономического развития, связанных друг с другом общим информационным пространством. Необходимо анализировать содержание детской жизни и пытаться найти в ней новые аспекты и ресурсы, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN