Физкультурно-оздоровительная реабилитация детей с отклонениями в развитии
Физкультурно-оздоровительная реабилитация детей с отклонениями в развитии
Physical culture and health rehabilitation of children with developmental disabilities
Автор: Ковалева Татьяна Викторовна
ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: t.kovaleva@mail.ru
Kovaleva Tatiana Victorovna
Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia
e-mail: t.kovaleva@mail.ru
Аннотация: В статье рассказывается о том, какое важное значение имеет физическая реабилитация для ребенка-инвалида. Физическая активность - основа его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств, социализация в обществе, психоэмоциональное состояние.
Abstract: The article describes the importance of physical rehabilitation for a disabled child. Physical activity as the basis of his motor, coordination and intellectual qualities, socialization in society, psycho-emotional state.
Ключевые слова: ребенок-инвалид, физические упражнения, спортивные тренировки, реабилитация.
Keywords: disabled child, physical exercises, sports training, rehabilitation
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В России отмечается устойчивая тенденция в росте детской инвалидности. Только за последнее десятилетие число детей инвалидов выросло более чем в два раза.
Разработана Концепция с целью определения основных направлений государственной и общественной деятельности по совершенствованию системы социальной адаптации и всесторонней реабилитации детей с отклонениями в развитии методами и средствами физической культуры.
Анализ детской инвалидности и физиологических особенностей развития в раннем онтогенезе показывает непреходящую значимость физической активности ребенка, как основы его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств. Следовательно, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией важное место должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, активно-двигательным (мышечные и дыхательные, координационные и развивающие упражнения), гигиеническим и закаливающим мероприятиям.
Значение движений так велико, что двигательная активность выделена, как ведущий признак жизни.
Совершенствование физической активности для ребенка-адаптанта, обучение моторным навыкам и повышение уровня его тренированности, одно из составляющих положительного результата, вселяющего надежду, отношение и деятельность, а также получение положительных эмоций в процессе обучения и тренировок.
Под физкультурно-оздоровительной реабилитацией детей-инвалидов понимается многофакторная система реализации природных способностей ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и система мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей, на повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма ребенка средствами физической подготовки и спортивной тренировки.
Определяющим началом успешного реабилитационного процесса является ранняя диагностика отклонений в развитии физических качеств, сенсорных анализаторов или интеллекта ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний к занятиям.
Теория и практика реабилитации детей с аномалиями в развитии выделяют следующие положения:
• возможно более раннее начало, целенаправленность и непрерывность реабилитации;
• комплексный характер реабилитации (привлечение специалистов из других областей);
• индивидуальность и адресность системы реабилитационных мероприятий;
• сочетание двигательного и интеллектуального развития ребенка;
• совместную деятельность, с одной стороны, медиков, специалистов по социальной работе и педагогов, которые обучают, и, с другой - семьи, которая способствует развитию учения и навыков, помогает в лечении и реабилитации:
• мотивационный аспект для детей - внедрение игровых методов;
• сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом;
Определяющим принципом успешной реабилитации, является самостоятельная деятельность ребенка-адаптанта. Вся система, все навыки и умения, каждое упражнение и действие должны отрабатываться с ребенком и самим ребенком
Для правильного подбора физических упражнений и других средств физической культуры с целью развития физических качеств, укрепления здоровья и совершенствования детей с умственными и физическими ограничениями необходимы постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение квалифицированное определение показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Влияние оздоровительно-физкультурных мероприятий на детей-инвалидов является комплексным и выражается в следующем:
• психическом воздействии посредством повышения тонуса и благоприятного улучшения эмоционального состояния:
• тонизирующем воздействии посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма,
• функциональном воздействии, которое характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке. В одних случаях функциональное воздействие может быть непосредственным - в отношении опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания других - косвенным: на органы пищеварения, выделительную и другие системы; улучшении кровообращения в органах и системах,
• поддерживающем воздействии, для которого характерны повышенная приспособляемость организма к постепенной физической нагрузке и поддержание созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. Двигательные навыки инвалид может легко потерять, если тренировочный процесс не построен должным образом и не совершенствуется в дальнейшем.
Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, обмена веществ, повышения устойчивости организма к действию простудного фактора.
Уровень физической подготовленности ребенка с умственными и физическими ограничениями определяется совокупностью показателей реакции организма на физическую нагрузку.
Особенно целесообразна в жизнедеятельности детей с умственными и физическими ограничениями профилактика дефицита двигательной активности. Это обусловлено тем, что ребенок-инвалид чаще всего является объектом вынужденного воздействия негативных факторов гиподинамии и гипокинезии (снижение объема и интенсивности двигательной деятельности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение координационной двигательной деятельности). При этом повседневные функциональные изменения малозаметны, однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к негативным изменениям в организме.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что гиподинамия и гипокинезия не только являются причиной снижения функциональных возможностей, но и имеют высокую корреляционную связь с сокращением продолжительности жизни
Основным средством профилактики заболеваний и осложнений в состоянии здоровья, вызванных гиподинамией и гипокинезией детей с умственными и физическими ограничениями, является нормированная активизация их двигательной, нейромышечной деятельности. Элементарное двигательное действие не заменит ни одна таблетка, Эффективны все виды активной двигательной деятельности: физические упражнения, спортивная тренировка, прогулки, туристические походы, участие в спортивных соревнованиях и фестивалях.
Общество должно признать тот факт, что, несмотря на профилактические меры, всегда будет существовать категория людей с дефектами и инвалидностью, и долго еще будет ощущаться потребность выявлять и устранять барьеры, препятствующие инвалидам получать все необходимое для жизни, доступ ко всем видам общественного обслуживания, включая физическую культуру и спорт.
Решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении образа и качества их жизни, в расширении физкультурных адаптационных возможностей, а не в номинальном увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий». Соответственно, необходимы специально разработанные, обоснованные и проверенные на уровне эксперимента программы интегрирования детей в обычную социокультурную жизнь.
Список литературы:
1. Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва: Изд – во Российского государственного социального университета, 2012.
2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Изд-во «Николаев», 2012.
3. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев: Вища школа, 2010.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. М.: Мозайка-синтез, 2008.