Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников

Дата публикации: 2023-09-21 15:24:15
Статью разместил(а):
Ежова Алла Вячеславовна

Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников

The use of gaming technologies for the development of social and communicative skills of preschoolers

 

Автор: Ежова Алла Вячеславовна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: scarlet84@bk.ru

Ezhova Alla Vyacheslavovna

Kindergarten № 87, Saint Petersburg, Russia

e-mail: scarlet84@bk.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает свой опыт работы по развитию у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных навыков, используя такие виды игр, как коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные.

Abstract: In this article, the author describes his experience in developing social and communicative skills in preschool children, using such types of games as communicative, story-role-playing, theatrical and mobile.

Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, игровые технологии, коммуникативные игры.

Keywords: social and communicative skills, game technologies, communicative games.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Для того чтобы понять всю важность этой темы, давайте вспомним определение понятия социально-коммуникативного развития.

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Если говорить простыми словами, это развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром. Во время этого процесса ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Помимо этого это развитие положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Для формирования полноценной, инициативной, уверенной в себе личности ребенок должен чувствовать, что он нужен и любим. Если ребёнок чувствует себя комфортно в окружающей среде, он лучше развивается. Он не боится проявлять инициативу, он активнее взаимодействует со сверстниками и окружающими его взрослыми.

Очень часто дети испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Отчасти в этом виновата чрезмерная технологизация нашей жизни, когда лучшем другом ребёнка оказывается смартфон или планшет, отчасти детоцентрированные родители, которые приучают ребёнка, что весь мир должен вращаться вокруг него. Также причиной может стать недоразвитость эмоционально-волевой сферы и проблемы с речью.

Тем не менее в любой группе можно встретить эмоционально-неустойчивых, агрессивных, конфликтных детей или наоборот очень застенчивых и замкнутых. В нашей группе тоже есть такие дети.

Поэтому я решила изучить этот вопрос более подробно и провести целенаправленную работу по развитию социально-коммуникативных навыков. Для достижения цели я решила использовать игровую деятельность, как наиболее близкую и являющуюся доминирующей у детей дошкольного возраста, и выбрала следующие виды игр:

- коммуникативные игры

- сюжетно-ролевые игры

- театрализованные игры

- подвижные игры.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

Среди коммуникативных игр можно выделить:

- Игры-приветствия. Это игры, настраивающие на начало нового дня, на формирование положительного эмоционального фона в группе, на создание мотивационной готовности к предстоящей работе. Эти игры традиционно используются на утреннем круге. Например, «Передай улыбку», «Назови ласково», «Придумай своё приветствие», «Обними соседа справа и дай «пять» соседу слева» и т.д. Кроме своей прямой цели, эти игры ещё способствуют развитию речи («Назови ласково» – образование уменьшительно-ласкательных форм), умению ориентироваться в пространстве, различать левую и правую сторону («Обними соседа справа»), управлению своей мимикой («Передай улыбку»).

Помимо этих игр на утреннем круге я уделяла большое внимание эмоциональному настрою детей. Мы каждый раз начинали утренний круг с обсуждения настроения. С помощью круга эмоций дети выбирали подходящее для них на данный момент настроение, объясняли, почему они выбрали именно это настроение, выясняли, как можно улучшить настроение, если оно не очень хорошее. «Что можно сделать, чтобы твоё настроение стало лучше?» Так дети учились разбираться в своём эмоциональном состоянии, оценивать его, искать ему причины, устанавливать причинно-следственные связи между настроением и какими-либо событиями в их жизни, искать способы улучшить настроение. Сначала им было сложно, эта была непривычная для них форма работы, но потом ответы становились всё более развёрнутыми и разнообразными. Было видно, что дети действительно задумываются над этими вопросами, пытаются найти решение.

- Игры, на умение входить в контакт, преодоление стеснения. Например, «Обзывалки», «Ладонь в ладонь», «Поводырь», «Клубочек». В игре «Обзывалки» необходимо договориться, что обзываться нужно не обидно, используя названия цветов или животных, а может овощей или фруктов и заодно закрепить данную лексическую тему. А партнеру учиться не обижаться. В игре «Ладонь в ладонь» лучше ставить вместе стеснительного ребёнка с активным, а также детей, которые плохо ладят друг с другом, чтобы путём их взаимодействия убрать напряжение между ними. В игре «Поводырь» дети учатся доверять друг другу, а в игре « Клубочек» могут задать любые вопросы, которые может уже давно хотелось задать, но стеснялись или не было времени, а также благодаря этой игре дети могут своими глазами увидеть связь между ними ( с помощью натянутой нитки)

- Игры на развитие навыков взаимодействия. В начале года я столкнулась с проблемой, что дети не могут работать сообща, в команде, каждый «тянет одеяло на себя». На помощь пришли игры «Ручеек», «Магнит», «Встаньте все, кто …»*. Они способствуют формированию чувства общности и принадлежности к группе, умению действовать как одно целое. Тогда же как умению договариваться и распределять работу в команде способствуют такие игры, как «Где мы были мы не скажем …», где двум ведущим нужно договориться между собой о том, что они будут показывать и согласовать свои действия.

- Игры на развитие внимания, интереса к партнёру. Дети довольно эгоцентрические личности, они привыкли, что мир вращается вокруг них. А в группе очень много таких «солнышек», поэтому поначалу им приходится довольно сложно осознать это. Для этого я использую такие игры, как «Волшебный стул», «Комплимент», «Угадай друга по описанию».

Хочу отметить, что претендента на «волшебный стул» мы выбираем голосованием. И если сначала каждый голосовал сам за себя, потом дети начали выбирать уже друга. А также если сначала дети давали комплименты ведущему, оценивая внешний вид, типа «Ты мне нравишься, потому что у тебя красивые чешки» или «Я дружу с тобой, потому что у тебя красивый нос», а также повторяли друг за другом одно и то же. То потом комплименты уже были более сложные «Мне с тобой интересно играть», «На тебя можно положиться».

Коммуникативные игры я использую и на утреннем круге, и во время совместной образовательной деятельности, и в режимных моментах, и на прогулке. Очень часто дети используют игры и в самостоятельной деятельности, например, очень любят игру «Ручеёк».

Сюжетно-ролевые игры – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей, в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетно-ролевые игры чрезвычайно важны для социально-коммуникативного развития детей, ведь благодаря им дети не только учатся договариваться, распределять роли, решать возникающие в ходе игры конфликтные ситуации, но и перенимают определённые социальные номы и правила поведения, принятые в обществе.

К сожалению, из-за достаточно сложной организации сюжетно-ролевой игры, требующей много времени и участия со стороны воспитателя, этому виду игровой деятельности уделяется мало внимания. Я организовывала сюжетно-ролевые игры во второй половине дня после полдника. Выбирая сюжет для игры, обращала внимание на тему недели и прислушивалась к желанию детей. Дети с удовольствием принимали в них участие. Поначалу игра заканчивалась, как только я выходила из игры. Но потом моего участия требовалось всё меньше и меньше, а сюжеты игры усложнялись.

Театрализованные игры - это разыгрывание в лицах небольших литературных произведений или отрывков из них (сказки, рассказы, стихотворения, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Театрализованные игры схожи с сюжетно-ролевыми только с заданным сюжетом по литературному произведению. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, ребёнок принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Тогда как организация театрализованной игры способствует совершенствованию умения распределять роли, договариваться, решать конфликтные ситуации.

В своей практике я использовала театрализованные игры-драматизации и режиссёрские игры:

  • те, в которых дети предстают в образе персонажей, то есть драматизации;
  • те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.

Театрализованные игры полезны для всех детей, но особенно они полезны застенчивым детям, так как снимают внутренний «зажим», позволяют раскрыться, почувствовать себя в какой-то новой роле. Но опять же воспитатель должен очень аккуратно, без лишнего давления предложить роль ребёнку и обеспечивать ситуацию успеха на всем протяжении его деятельности.

Подвижные игры - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. (на экран) Как через подвижные игры происходит развитие социально-коммуникативных навыков? Уже во время сбора на игру и объяснения правил игры происходит непосредственное общение между взрослым и детьми или ребёнком и остальными детьми (если правила игры объясняет ребёнок). Часто текст игры сопровождается характером персонажа, который дети передают с помощью мимики, жестов, голосом. Во время игры происходит тактильный контакт между детьми, где каждый ребёнок должен быть эмоционально уравновешен - легонько касаться друг друга, не толкаться, не злиться, если проигрывает, не обижаться. По окончанию игры подводятся итоги, где оценку дает не только взрослый, но и дети, высказывают своё мнение, оценивают себя, друг друга. 

Таким образом, в ходе подвижной игры ребенок сталкивается  с  необходимостью:

- устанавливать контакты в игре;

- соблюдать нормы поведения;

- приспосабливать свое поведения к конкретной ситуации;

- владеть навыками игровой деятельности.

Кроме того подвижные игры удовлетворяют потребность детей в движении, поэтому они всегда активно и с удовольствием включаются в них.

Застенчивым детям эти игры помогают активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности, а гиперактивным или даже агрессивным снять невербальную агрессию, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло общения.

В заключение хотела бы сказать, что благодаря целенаправленной систематической работе по развитию социально- коммуникативных навыков дети стали активнее вступать в контакт друг с другом, эффективнее решать конфликты, научились договариваться. Застенчивые дети стали охотнее включаться в общие игры, а чрезмерно активные и агрессивные более успешно контролировать свои эмоции. В целом психологический климат в группе стал более доброжелательный.

Используемые игры:

«Передай улыбку». Цель: способствовать объединению детей в группе, обучать элементам мимики, выразительных движений.

Ход игры: Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.

«Назови ласково». Цель: продолжать формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам; способствовать снижению тревожности при общении. 

Ход игры: дети рассаживаются, образуя круг. Педагог предлагает им назвать себя ласковым именем, передавая клубок ниток по кругу. Когда ребенок называет свое ласковое имя, остальные дети группы повторяют это имя хором. 

«Придумай своё приветствие». Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. 

Ход игры: детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами:  поклоном (как японцы),  пожать руку (как деловые партнеры), хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры), прислониться щекой к щеке (как родственники). 

«Обними соседа справа и дай «пять» соседу слева». Цель: способствовать формированию положительного отношения к сверстникам.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог, называя имя ребёнка, предлагает: «Обними соседа справа и дай «пять» соседу слева», как варианты «Пожми руку соседу справа, подмигни соседу слева» и т.д.

«Обзывалки». Цель: развивать произвольное внимание, связную речь; способствовать преодолению барьеров в общении. 

Ход игры: Дети выбирают тему «обзывалок» (цветы, фрукты, овощи и т.д.) и по очереди обращаются  друг к другу с  каким-нибудь названием.  Например: «Кристина, ты – морковка».

«Ладонь в ладонь». Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Ход игры: Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо помнить, что ладони разжимать нельзя.

«Поводырь». Цель: Развивать у детей чувство общности со сверстниками, членами семьи, доверия друг к другу.

Ход игры: Играющие делятся на пары. Одному из пары взрослый завязывает платком глаза, а его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее подготовлены п из стульев, столов, коробок и т.п. Цель поводыря — провести своего товарища, который не видит, по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута игроки меняются ролями.

«Клубочек». Цель: помочь детям увидеть общие связи между ними, а взрослому - определить, у кого из детей есть трудности в общении.

Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем -то похожи, и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

«Ручеек». Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.

Ход игры: Дети, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу, взявшись за руки и подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым как бы импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет ручейком. Он встает, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идет вперед внутри так называемой арки и выбирает одного из участников, взяв за руку и уводя за собой. Новая игровая пара встает позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идет к самому началу шеренги и проделывает тот же самый путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя ее бегом вслед за собой.

«Магнит». Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других. 

Ход игры: Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя. Тогда все дети, отпустив руки, бегут к этому ребёнку и встают вокруг него в тесный кружок, так как этот ребёнок – магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.

«Встаньте все, кто …». Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.)» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

«Волшебный стул». Цель: развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки.

Ход игры: Дети голосованием выбирают претендента на «волшебный стул». Выбранный ребёнок садится на стул в центре круга, а все остальные дети должны сказать о нём что—то хорошее.

«Комплимент». Цель: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, формирование коммуникативных навыков.

Ход игры: Для того чтобы провести эту игру, дети должны сесть в круг и при этом взяться за руки. Ребенок должен посмотреть в глаза своему товарищу, который находится рядом, и сказать ему что-нибудь приятное или же попробовать за что-то похвалить. Тот, кто принимает комплимент, обязательно должен ответить благодарность и сказать: «Мне очень приятно! Спасибо за комплимент!». После этого этот же ребенок, который поблагодарил за комплимент, поворачивается к своему соседу и также говорит что-то приятное. Такое упражнение нужно выполнять до тех пор, пока не будет пройден круг детей.

«Угадай друга по описанию». Цель: Развивать внимательность, речь, коммуникативные способности.

Ход игры: Два игрока стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании друга. 

 

Список литературы:

1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. – Якутск: нац. изд-во «Бичик», 1995. – 64 с.

2. Короткова И.А., Михайленко И.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2007. – 98 с.

3. Проблемы детской игры: психолого-педагогический аспект / Под редакцией Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Просвещение, 1997. – 205 с.

4. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2004. – №3. – С. 69-71.

5. Старший дошкольный возраст в игровой деятельности / Под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова – СПб.: Детство – ПРЕСС. – 2006.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – М.: Владос, 1999. – 360 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN