Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

О современных методах работы воспитателя детского сада в условиях девиантного поведения детей

Дата публикации: 2023-09-24 16:03:50
Статью разместил(а):
Долихина Марина Валерьевна

О современных методах работы воспитателя детского сада в условиях девиантного поведения детей

About modern methods of work of a kindergarten teacher in conditions of deviant behavior of children

 

Автор: Долихина Марина Валерьевна

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: dolikhina@mail.ru

Dolikhina Marina Valeryevna 

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: dolikhina@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрена сущность девиантного поведения, проведен анализ причин возникновения девиантного поведения у детей дошкольного возраста, рассмотрены формы и методы коррекционной работы воспитателя детского сада.

Abstract: The article examines the essence of deviant behavior, analyzes the causes of deviant behavior in preschool children, and examines the forms and methods of correctional work of a kindergarten teacher.

Ключевые слова: ребенок, родитель, агрессивное поведение, девиантное поведение, детский сад, коррекционная работа.

Keywords: child, parent, aggressive behavior, deviant behavior, kindergarten, correctional work.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время девиантное поведение детей в дошкольных образовательных организациях не теряет своей актуальности. Прежде чем заниматься профилактикой девиантного поведения, мы должны знать, что собой представляет девиантное поведение и какие виды девиантного поведения бывают.

Рассмотрим суть этого понятия на примере агрессивного поведения детей, как нам работать с сами детьми, с окружающими взрослыми для того, чтобы сгладить или изменить в лучшую сторону положение дел. Чтобы воспитанники, находясь в детском саду, в детском коллективе могли бы развить свои коммуникативные навыки и уже социализировавшись, могли пойти дальше в школу, чтобы у них не было проблем в общении ни со сверстниками, ни с учителями. Рассмотрим сущность девиантного поведения. Девиантное поведение (лат. Deviation - отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.  

Нам, педагогам системы дошкольного образования, выпала счастливая возможность помочь детям в самом начале их развития заметить, что формирование социальных привычек идет не очень благоприятным образом и помочь в этом детям. Очень интересно будет рассмотреть агрессивное поведение детей потому, что родители приходят именно с такими жалобами. Ребенок ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам, взрослым, а иногда и к самому себе.

Рассмотрим, почему так происходит, что формирует такое поведение? Начнем не с социального окружения, а с самого ребенка.

Первопричиной может быть темперамент. Что представляет собой темперамент? Темперамент - это совокупность устойчивых, динамических особенностей, психических процессов человека, выражающихся в темпе, ритме и интенсивности его деятельности. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия. Почему, исходя из этого определения, темперамент для нас так важен? Именно потому, что он определяет поведение ребенка в самых разных ситуациях, и когда он наедине сам с собой, и когда он в группе сверстников, когда он общается и с родителями и с взрослыми. Особенность темперамента в том, что ребенок в отличие от характера не выбирает с каким темпераментом ему быть.

Характер формируется во время социального взаимодействия, став взрослыми мы можем работать над своим характером и изменить его в лучшую сторону, а вот темперамент мы не поменяем. Основой темперамента является физиологическая основа, это наш тип высшей нервной деятельности, который определяет то, каким будет темперамент. Четыре основных вида: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник. Как это связано с агрессивностью и почему это важно в диагностическом плане? Какой тип темперамента больше всего подвержен агрессивным проявлениям? Будем рассматривать агрессию как какие-то случившиеся факты.

В чем проявляется агрессия у ребенка? Например, он может кого-то толкнуть, он может кого-то обозвать или у кого-то что-то отнять. Какой из этих четырех темпераментов чаще всего подвержен такому поведению? Такая вероятность, скорее всего, будет у холериков потому что, темп, ритм и интенсивность его деятельности значительно выше, чем у других типов темперамента. В этом случае, хотя поведение ребенка будет выглядеть как агрессивное, на самом деле за ним не стоит цель причинить вред или кого-то обидеть, просто ребенок так себя ведет. В силу своего возраста у него еще нет навыков саморегуляции, он часто не контролирует свои движения, он громче разговаривает, чем другие дети, он более эмоционален, чем другие дети.

Когда мы видим перед собой агрессивного ребенка, нам нужно задать себе вопрос, с каким типом темперамента перед нами ребенок. Тип темперамента можно определить по специальной анкете наблюдения взрослыми за ребенком во время его самостоятельной, игровой, познавательной или образовательной деятельности. Взрослые могут для себя зафиксировать его поведенческие реакции в разных ситуациях и уже на основе этого сделать вывод, а какой ребенок, какого темперамента сейчас перед нами. Такое же анкетирование предусмотрено и для родителей, поскольку здесь важно то, как ребенок ведет себя в разных для него ситуациях, поскольку во время адаптации к детскому саду поведенческие реакции могут быть смазаны, повышается тревожность, которая может выражаться в агрессивности.

Итак мы выяснили тип темперамента ребенка, что мы анализируем дальше - это его характер. Характер, это второй элемент в личности ребенка. Он основан на типе темперамента ребенка, но формируется он во время общения, взаимодействия ребенка с его социальным окружением. Из этого следует его понятие. Характер - это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Индивидуальные особенности характера проявляются в отношении личности к себе, к окружающим людям, социуму в целом, к труду и своему делу, к своим и чужим вещам. Чем дольше будет ребенок находиться в детском саду, тем больше влияния на формирование его характера будем оказывать мы, педагоги. Но наш вклад не настолько велик, как вклад семьи, поскольку значимыми взрослыми для ребенка являются родители. Именно их влияние, их умения являются определяющими, они являются примером поведения для ребенка.

Далее, необходимо перейти к анализу причин агрессивного поведения это - семейная атмосфера. Потому что характер формируется во время социального взаимодействия в семье, детско-родительские отношения. Здесь нам поможет присутствие на родительских собраниях, когда мы задействуем родителей в совместной деятельности с другими родителями. Необходимо проанализировать нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка, которые могут быть связаны, в том числе с соматическим состоянием ребенка.

Если нам попался ребенок с астеническим типом нервной системы, когда ребенка не очень поддерживают, постоянно одергивают, то вполне, у ребенка меланхолика, не холерика, будет формироваться на ситуацию, не угрожающую ему агрессивный ответ. И так, выяснив причины агрессивного поведения ребенка, это может быть неумение ребенка в силу его темперамента и в силу его возраста сдерживать свое поведение и присоединилась ли уже к этому неблагоприятное социальное окружение, мы переходим к стратегии коррекции агрессивного поведения. Эту работу необходимо начинать не с ребенка, а с семьи, без семьи нам не удастся справиться с агрессивной формой поведения. Необходимо проводить коррекционную работу с ребенком, поскольку у детей дошкольников еще пластичная психика, значительно легче поддается коррекции поведение, чем поведение детей старшего возраста.  

Далее, консультирование семьи, одно из самых сложных и затратных направлений работы воспитателя, потому что на самом первом этапе, на осознании проблемы агрессивности может быть потрачено очень много сил воспитателя для того, чтобы донести до родителей, что проблема действительно есть. Почему бывает так трудно донести эту проблему, потому что, к сожалению, агрессивное поведение ребенка расценивается многими родителями положительно, как некая доблесть или как признак мужественности. Если агрессивное поведение у девочки, то родители оправдывают такое поведение просто как: «ну у меня она такая бойкая девчушка» тоже какое-то одобрение встречается у родителей.

Стратегия консультирования для того, чтобы помочь родителям осознать, что проблема такая действительно есть, будет заключаться в том, чтобы родители представили себя объектом агрессии своего ребенка. Давайте предположим, что прошло несколько лет, ваш ребенок стал выше, сильнее, умнее, «острее на язык», больше привязанность к мобильному телефону и как он общается с вами. Родителям необходимо дать понять, что лучше бы сейчас уже поработать над этим и привести в более корректное русло. Что если агрессивное поведение со стороны другого ребенка будет направлено на вашего ребенка. Обычно родителям удается понять, что здесь не все хорошо и надо над этим поработать.

После осознания проблемы наступает основная часть, это непосредственно коррекция семейного воспитания.

Пример родителей. С чего начинается формирование агрессивного поведения ребенка? Здесь необходимо работать над примером родителей как они взаимодействуют с другими членами семьи, с другими детьми, с родственниками бабушками, дедушками, как они ведут себя в общественных местах, или когда возникает какая-то спорная ситуация или конфликт. Это один из ключевых факторов формирования агрессивности ребенка.  

Этические нормы семьи. Поскольку у нас общество многонациональное мульти культурное, существуют общечеловеческие нормы и принципы поведения. Есть особенности поведения каждой культуры, нам как воспитателям важно оказывать помощь родителям находить «общий знаменатель», не обязывая их поступаться своей культурой, но помочь своим детям не воспринимать что-то непонятное как угрозу, не реагировать агрессивно, а понаблюдать, сделать какой-то вывод, переспросить, чтобы происходило прояснение ситуации.  

Детско-родительские отношения. Для ребенка неблагоприятным является как авторитарный тип воспитания, так и попустительский. Авторитарный тип воспитания может стать триггером агрессивного поведения ребенка, потому что ребенку не дают вздохнуть без каких-то нотаций, указаний, строгих правил дома. Внутреннее желание вести себя более свободно будет выплескиваться в детском саду, где воспитатель не ведет себя так авторитарно. У ребенка появляется возможность дать волю своим и эмоциям, и речи, и агрессивному поведению. Необходимо работать над детско-родительскими отношениями, выработать совместно с родителями стратегию оптимального взаимоотношения с ребенком для того, чтобы помочь ему научиться социально-приемлемым формам реакции и на конфликт и на стресс.

Почему попустительский тип воспитания тоже плох? Потому, что часто родители ставят знак равенства между любовью к ребенку и вседозволенностью. И говорят, что я уважаю личность своего ребенка, поэтому даю ему возможность научиться на своих ошибках. Не делают ему замечание, не останавливают его ни вербальную, ни физическую агрессию, чтобы он сам понял, наблюдая за реакцией других людей, детей и взрослых, которые являются мишенью его агрессии и сам бы сделал вывод, что это не хорошо и научился каким-то полезным для себя навыкам.

Эмоциональный интеллект. Педагогам приходится работать и с эмоциональным интеллектом взрослых, на абсолютно разные ситуации взрослые реагируют одинаково агрессивно, им трудно бывает отличить шутку от сарказма, часто ведут себя неправильно, подают неправильный пример своим детям и дети также неправильно ведут себя дома. Мы можем помочь родителям получить какие-то навыки именно для детско-родительских отношений. И так, как же дальше у нас будет складываться работа по коррекции девиантного поведения детей? На что будет направлена коррекция педагогического отношения к ребенку?

Создание безопасной и доброжелательной атмосферы в группе.

1. Оценка поступка, а не личности.

2. «Каждый день с чистого листа!».

Корректная реакция на агрессию.

1. Понимание причин (защита, привычка, самоутверждение).

2. Обучение сочувствию.

3. Приемлемые способы «выпустить пар».

Что должно являться абсолютно неприемлемым для педагогов? Это использование агрессии ребенка для самоутверждения.

Рассмотрим коррекционную работу с ребенком. В чем она будет заключаться?

1. Снятие напряжения, неуверенности в себе.

2. Эмоциональный интеллект.

3. Коммуникативные навыки.

4. Осознанность поведения.

5. Навыки позитивного выхода из конфликта.   

Какие формы и методы необходимо использовать для коррекционной работы с детьми? Лучше всего работают арт-методы: песочная (юнгенианская песочница и рисование песком); сказкотерапия; психогимнастика и т.д. Начало работы, индивидуально включая других детей. Такие формы занятий по коррекции девиантного поведения детей будут интересны не только педагогам, но и детям. 

Таким образом, методически правильно организованная работа педагогов по использованию необходимых форм и методов, будет способствовать успешной коррекции детей с агрессивным поведением.

 

Список литературы:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.   

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Антипова И.А. Взаимодействие детского сада с семьей как фактор первичной социализации детей раннего возраста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (283). – С. 135-139.

4. Долихина М.В. Арт-практика как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду // Технологии образования. 2022. № 4, С. 34-37.

5. Захарина К.Э. Взаимодействие с родителями в период адаптации детей к дошкольному учреждению и организации воспитательно-образовательного пространства / К.Э. Захарина, С.М. Сливенко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары, 2016. – Т. 1. – С. 135-137.

6. Долихина М.В. Активные методы обучения и их использование в образовательной деятельности дошкольников // Технологии образования. 2022. № 2, С. 21-24.

7. Долихина М.В. Методика работы с родителями в период адаптации детей в группах раннего возраста // Технологии образования. 2023. № 2, С. 46-49.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN