Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида

Дата публикации: 2023-09-30 16:04:23
Статью разместил(а):
Чернявская Василина Васильевна

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида

Development of creative abilities of preschoolers with disabilities in the conditions of a compensating type of preschool education

 

Автор: Чернявская Василина Васильевна

ГБДОУ "Детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: irinagordeeva51@mail.ru

Chernyavskaya Vasilina Vasilyevna

Kindergarten № 13, St. Petersburg, Russia

e-mail: irinagordeeva51@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен материал о деятельности педагогов ДОУ по развитию и поддержке одаренных детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Annotation: The article presents material on the activities of preschool teachers for the development and support of gifted children with visual impairment in a compensating preschool institution.

Ключевые слова: творчество детей, нарушение зрения, детский сад компенсирующего вида, деятельность педагогов.

Keywords: creativity of children, visual impairment, kindergarten of compensating type, activity of teachers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современное общество нуждается в творческих людях, которые могут оперативно действовать в различных жизненных ситуациях. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования современной системы образования. Решение этой задачи имеет огромное значение для каждой отдельной личности, имеющей внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности. Высшая форма человеческой жизнедеятельности – творчество, которое порождает новые материальные и духовные ценности. Там, где человек создаёт или открывает нечто новое в любой сфере деятельности, он и проявляет творчество. С другой стороны, это свойства личности, которые показывают её включенность в этот процесс созидания.  

С целью усиления творческой результативности ранее считалось необходимым с помощью тестов выявить способности ребёнка, а затем ориентировать его на деятельность в тех областях, где выявлены задатки. Современные исследования педагогов и психологов отмечают наличие творческого начала в каждом человеке вне зависимости от возраста, деятельности и врождённых способностей, различая понятия интеллекта и «креативности», считая последнюю способностью к творчеству, мотивацией к деятельности. Такой подход позволяет рассматривать формирование способности к творчеству, креативность, как важный фактор развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно также и понимание того, что в будущем детям с ОВЗ придётся жить среди обычных людей, поэтому поддержка одаренных детей с ОВЗ должна начинаться с раннего возраста.

В организации педагогического процесса в дошкольном учреждении компенсирующего вида важным направлением является ориентация детей на творческое мышление, продуктивную деятельность, креативность, самостоятельность. Ступенькой будущей лестницы успеха ребёнка послужат такие личные качества, как мышление, воображение, свободное общение и правильная речь. Без практики, тренировок нельзя стать чемпионом, победителем.

Помочь ребёнку «найти себя» на любом этапе его развития – одна из главных задач педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов дошкольного учреждения. Формой продуктивного взаимодействия с ребёнком являются творческие занятия, на которых происходит формирование важных навыков коммуникации, развитие мелкой моторики, расширение двигательного опыта, кругозора.  

Важным моментом роста творческого потенциала является создание мотивации, формирование интереса к продуктивным видам деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, направленным на художественно-творческое развитие.        Для этого используются развивающие игры, интересные исследования свойств материалов, увлекательные задания.

Для дошкольников очень привлекательна и доступна изобразительная деятельность, особенно с применением нетрадиционных техник, которые позволяют создать образ без владения сложными навыками, используя необычные инструменты и средства выразительности, что способствует развитию творческого воображения: предметная и пейзажная монотипия, кляксография, резервирование, оттиски, печатание, рисование ватой по бархатной бумаге, рисование мыльной пеной, восковыми мелками, с использованием соли, песка, обрывная и модульная аппликация, по мокрой и мятой бумаге. Такие занятия детям очень нравятся и вызывают восторг, стимулируют к познавательной активности, появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности.

Детский рисунок можно назвать зеркалом, которое отражает объём представлений ребёнка об окружающей действительности, его впечатления, эмоции, чувства, вызываемые конкретными явлениями, предметами или событиями. В рисунке могут воплощаться отдельные психологические аспекты, интеллектуально-личностные характеристики ребёнка, детали его жизненного опыта, результаты первоначального социокультурного развития. Поэтому все художественные материалы: цветные карандаши, мелки, акварельные краски являются для ребёнка «волшебным» материалом, воплощающим его творчество.

Часто в работе с детьми педагоги используют глину, пластилин, тесто. Пластичные средства выразительности вызывают приятные ощущения, успокаивают, расслабляют, создают психотерапевтический эффект, помогают снизить избыточную импульсивность, двигательную активность, активизируют речь. Положительный эмоциональный настрой способствует стимулированию ребёнка к освоению новых, более сложных этапов изобразительной лепки, проявлению и развитию творческих способностей.

Методы и приёмы обучения направлены на постепенное увеличение самостоятельности при создании сюжета, композиции, отборе предметов, оригинального решения художественного образа, создаются такие педагогические условия, которые требуют проявления нестандартного мышления, фантазии, направленности воображения и реализации своих замыслов, а затем и к созданию небольших законченных продуктов и произведений. В целях стимулирования у детей творческого интереса используются различные формы фиксации продуктов детской творческой деятельности: папки, альбомы, выставки, галереи творчества и т.п.

В ходе творческой продуктивной деятельности происходит формирование различных способов усвоения общественного опыта. Продуктивная деятельность может формироваться лишь на базе достаточно высокого уровня восприятия и представлений [5; 92]. Конечно, следует помнить, что от уровня сформированности формы мышления будет зависеть содержание продукта деятельности. Например, дети с ведущим наглядно-действенным мышлением нарисуют отдельные предметы или животных.

Дети, имеющие сформированное наглядно-образное мышление и элементы словесно-логического мышления, выполнят сюжетные работы.  Но основным условием осуществления продуктивной деятельности является её совместность со взрослым, «совместные действия со взрослым, действия по показу, по жестовой инструкции с речевым сопровождением, действия по речевой инструкции взрослого» (Д.Б. Эльконин), [5; 93].

В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, но оно связано с его миром переживаний и чувств, которым он еще не всегда умеет управлять, что приводит к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А. В, Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [3; 53].

Современные дети много времени проводят у экранов телевизоров, гаджеты им заменяют друзей, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. Но ведь именно человеческое общение расширяет сферу эмоций, ощущений. Поэтому очень важна работа специалистов, педагогов, направленная на развитие эмоциональной сферы, обеспечивая всестороннее развитие творческой личности, эмоциональный комфорт.

Итак, через творческое воспитание в совместной с педагогом деятельности у ребёнка формируется творческое мышление, творческое воображение в условиях эмоционального комфорта. В результате идет процесс развития, происходит усвоение культурных, духовных и нравственных ценностей, формируется творческая личность и осуществляется социальная адаптация ребёнка. Доказательством эффективности этого метода являются различные творческие выставки детских работ на уровне района, городские и региональные конкурсы, которые помогают осуществить творческое самовыражение, повышают уровень индивидуальных детских достижений в разных направлениях деятельности.

Организация педагогического сопровождения детей в мир творческой активности предусматривает создание определённых условий: обогащение сознания детей художественными впечатлениями; создание предметно-развивающей среды, позволяющей им легко ориентироваться и действовать с художественными материалами; создание доброжелательной атмосферы, располагающей детей к совместной творческой деятельности; установление правильного соотношения между различными формами организации художественной деятельности детей; развитие собственных художественно-педагогических способностей, которые помогут творчески и тактично формировать способы самостоятельных действий у детей.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует особых усилий педагогов, поэтому возникает необходимость постоянно заниматься самообразованием, повышением педагогического мастерства, добиваясь качественных результатов в обучении, развитии, воспитании дошкольников, участвуя в конкурсном движении в разных сферах детской деятельности.

 

Список литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

2. Бондаренко Е.А. Развивающие игры детей от года до трех лет. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003.-155с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 93с.

4. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Диагностика творческих способностей ребёнка. – СПб, ООО Издательство «Речь», 2010. – 64с.

5. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2007. – 144с. (Профессиональное образование)

6. Монина Г.Б., Рузина М.С. «Ох уж эти одарённые дети!» Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2010. -128с

7. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.

8. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина, и др; под ред. Серебряковой Н.В. – СПб.: КАРО. 2008. – 112с.: ил. (Коррекционная педагогика)

9. Скворцова В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. – 219с. – (Мир вашего ребёнка)

10. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманитарно- издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 256с. 6 ил. – (Коррекционная педагогика)

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN