Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Актуальность развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-10-07 12:30:00
Статью разместил(а):
Рубанова Дарина Сергеевна

Актуальность развития лексической стороны речи  у детей старшего дошкольного возраста

Relevance of the development of the lexical side of speech in older preschool children

 

Автор: Рубанова Дарина Сергеевна

ГБДОУ "Детский сад № 66", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: rubanova-darina@mail.ru

Rubanova Darina Sergeevna

Kindergarten № 66, St.-Petersburg, Russia

e-mail: rubanova-darina@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье изложена важность развития лексической стороны речи, в частности, лексических операций, изучение значения слова у детей старшего дошкольного возраста. Описаны наиболее характерные проявления нарушений формирования лексики у дошкольников. Также раскрыто понятие лексики с точки зрения лингвистического и психолингвистического аспектов изучения лексической системы. Теоретически представлена иерархическая система усвоения лексических норм у детей старшего дошкольного возраста.

Abstract: This article describes the importance of developing the lexical side of speech in older preschool children, In particular, lexical operations and the study of meaning. The most characteristic manifestations of forming vocabulary in preschool. The concept of vocabulary is revealed from the point of view of linguistic and psycholinguistic aspects. Also, the system of assimilation of lexical norms in older preschool children is theoretically presented.

Ключевые слова: лексика, нарушение лексических норм, компоненты значения слова, дошкольное образование, лингвистика.

Keywords: lexicon, language, words, vocabulary, preschool education, assimilation of lexical norms.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Вся совокупность слов в русском языке, его словарный состав имеет название – лексика. Лексика русского языка, впрочем, как и любого другого, представляет собой не примитивное количество слов, а целую систему взаимосвязанных между собой единиц одного уровня.

Затрагивая понятие лексикологии, как раздел лингвистики, неотъемлемой частью, на наш взгляд, является обращение к историческому аспекту зарождения данной науки, которая появилась относительно недавно. Еще в XIX веке российский лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ, говоря о положении науки о русском языке, предполагал, что лексикология сильно продвинется в развитии к XX веку. В настоящее время его гипотеза оказалась достоверной. Лексикология как наука активно развивается и занимает значительное положение в системе дисциплин языкознания.

Рассматривая слово с позиции фонетического оформления, можно отметить, что данный аспект характеризуется тем, что слово имеет определенное звучание, которое состоит из нескольких фонем, а порой и вовсе из одной фонемы.

Слово включает в себя множество неравнозначных компонентов. Исследователями А.А. Леоньтьевым, С.Л. Кацнельсоном и др. были выделены основные компоненты значения слова, а именно: денотативный, понятийный, коннотативный, контекстуальный

Говоря о лексическом значении слова необходимо отметить, что это продукт мыслительной деятельности, связанный с такими мыслительными операциями как сравнение, обобщение, классификация. Лексическое значение слова это прежде всего содержание слова, которое отображает и закрепляет в сознании человека его представление о предмете.  

Возвращаясь к структуре значения слова мы можем констатировать, что денотат, то есть денотативный компонент значения слова развивается не только с соотнесением слов с определенными предметами, признаками, действиями, но при выделении значимых качеств предмета (например, дыня желтая, ароматная, сладкая, вкусная), его составляющих, его назначения (например, дыню используют в пище, варят из нее варенье), местоположения предмета (например, дыня растет в огороде, на земле) и что он делает (например, дыня растет, пахнет).

Таким образом, денотативный компонент - это отражение в значении слова особенностей денотата, его наличие обусловлено предметностью мышления, его обращенностью к миру. Окружающий мир, который человек выражает в языковом значении лексемы, рассматривается в широком значении и включает в себя не только реально воспринимаемые объекты неязыковой действительности, но и другие характеристики, такие как: чувства, эмоции, психические состояния, признаки, отношения и т.п.

Понятийный аспект значения слова определяется соотношением формы слова и его мыслительного содержания, что выражается в понимании образа, представления, свойств предмета. Понятийный, то есть сигнификативный компонент значения слова, отражает связь имея ввиду их обобщающее значение и родовидовые отношения между словами.

Коннотативный компонент является отражением эмоционального отношения говорящего к слову. Дело в том, что каждый говорящий вкладывает в употребляемые им слова содержание, которое не во всем и не всегда совпадает с общепринятым (словарным) значением слова и с представлением слушающего о реалии, обозначенной этим словом.

Контекстуальный компонент значения слова характеризуется условиями употребления слов в словосочетаниях, в зависимости от контекста. Значение слова устанавливает его положение в языковой системе. Слово может обозначать какой – то определенный объект или предмет, а может означать множество предметов, то есть совокупность этих предметов и объектов. Таким образом, слово имеет определенные функции, а именно:

- номинативная функция, которая заключается в назывании конкретных предметов и явлений окружающей действительности;

- обобщающая функция, что в свою очередь проявляется в обобщении конкретных предметов и явлений, соотношении их к определенному классу, группе.

Таким образом, лингвистические исследования развития словаря детей свидетельствуют, о том, что ребенок не может сразу овладеть всеми компонентами значения слова. Прежде всего, он овладевает денотативным компонентом значения, понятийный и контекстуальный компонент усваивается намного позже, по мере развития умения производить анализ, синтез, а также сравнения и обобщения. Изменения значений слов, усваиваемых ребенком, отражают развитие его представлений об окружающем мире и очень тесно связаны с когнитивной сферой. В процессе развития ребенка слово изменяет свою семантическую структуру, т.е. определенный смысл, дополняется системой различных связей и становится обобщением более высокого порядка. Развития словаря происходит как за счет усвоения новых слов, так и за счет установления различных родовидовых, синонимических, антонимических, омонимических, отношений между родственными словами, то есть установление смысловых связей между ними.

Помимо вышесказанного, на сегодняшний день в психологической и психолингвистической литературе отмечается, что предпосылки речевого развития детей характеризуются двумя важнейшими факторами.

Первый фактор – это взаимосвязь ребенка с предметами и явлениями действительности с помощью неречевой предметной деятельности, то есть через конкретное восприятие окружающего мира.

Второй фактор развития речи характеризуется общением взрослых с ребенком посредством речевой деятельности. Возрастные нормы словарного запаса детей колеблются в связи с уровнем общественно-культурного развития семьи. Во время общения у ребенка происходит обогащение словаря, и оно обуславливается социальным окружением, в котором воспитывается ребенок.

Происходящие изменения в обществе, в частности, увеличивающийся поток информации, многообразие форм массовой культуры оказывают влияние на развитие детей, находящихся в этом стремительном потоке жизни, и выдвигают новые требования к системе образования в целом.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного образования, в ходе которого необходимо создать условия для полноценного речевого развития ребенка. Введенный в действие в 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет пять образовательных областей, где одним из данных направлений является речевое развитие, что, в свою очередь, включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что данный период развития ребенка является сензитивным, где происходит так называемая «закладка» всех сторон личности, в частности коммуникативной и формирование как психических, так и нравственных, моральных установок. Именно это обуславливает важность развития речи и всех психических функций в этом возрасте. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.

Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляется в ограниченности словарного запаса, в значительном расхождении объёма активного словаря над пассивным, многочисленных вербальных парафазиях, неточном употреблении слов, а также в несформированности семантических полей, трудностях употребления словаря в экспрессивной речи.

Несмотря на многочисленные исследования лексической стороны, на сегодняшний день методик по формированию активного словаря для детей с общим недоразвитием речи недостаточно. Также не хватает комплексных методик по его исследованию, что не позволяет в полной мере выявить глубину и полноту усвоения активного словаря, выявить механизмы несформированности.

Развитие лексических операций, изучение значения слова занимают главную позицию в развитии познавательной сферы ребенка. На основании проведённых исследований Л.Г. Парамонова сделала выводы, что наибольшая часть воспитанников, поступающих в начальные классы массовых школ без языкового становления, оказываются вовсе не готовы к школьному обучению. Это происходит из-за несформированности устной речи. Следовательно, работу по формированию и коррекции активного словаря следует проводить именно в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст характеризуется тем, что данный период развития ребенка является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для закладки всех сторон личности, в частности речевого развития.

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным ребенок придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

Следует отметить и то, что именно своевременное развитие словаря будет являться одним из важнейших факторов подготовки к школьному обучению, данный аспект обуславливает актуальность развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Академия, - 1998. – 400с.

2. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб.: Образование, 1996. - С.57-69.

3. Лурия А.Р. Речь и мышление. – Москва, 1975.

4. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Ю.С. Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2008.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, - 1981. – 159с.

6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – Спб.: СОЮЗ, - 1977. – 112с.

7. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно – методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. 

8. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, - 2000. – 240с.

9. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 1990. С. 144.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN