Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проектная художественно-техническая деятельность в профориентационной работе детского сада

Дата публикации: 2023-11-01 11:34:34
Статью разместил(а):
Нистратова Елена Николаевна

Проектная художественно-техническая деятельность в профориентационной работе детского сада

Project Artistic and Technical Activity in Career Guidance Work of Kindergarten

 

Автор: Нистратова Елена Николаевна

МК ДОУ «Детский сад № 5 г. Поворино», г. Поворино, Россия

E-mail: elena.nistratova.71@mail.ru

Nistratova Elena Nikolaevna

Kindergarten № 5, Povorino, Russia

E-mail: elena.nistratova.71@mail.ru

 

Аннотация: Профориентация – длительный и сложный процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека, на всех возрастных этапах. Следуя периодизации, ранняя профориентация является стартовым моментом непрерывной профессиональной ориентации и разворачивается уже в младшем дошкольном возрасте.

Abstract: Career guidance is a long and complex process that is carried out throughout a person's life, at all age stages. Following the periodization, early career guidance is the starting point of continuous vocational orientation and unfolds already in the early preschool age.

Ключевые слова: проектная художественно-техническая деятельность, профориентационная работа, детский сад.

Keywords: project, artistic and technical activity, career guidance, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру взрослых. Наш город Поворино - город железнодорожников. Большинство родителей работают на железнодорожных предприятиях.

Поэтому с 2018 года в нашем учреждении внедряется программа по ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии «Карапузики на паровозике» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Программа разработана педагогами детского сада Нистратовой Е.Н. и Новиковой Н.Е. Программа реализуется в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Цель программы: внедрение в образовательную деятельность дошкольного учреждения целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации на профессии железнодорожников.

Задачи программы:

- познакомить воспитанников с историей развития железной дороги и ее ролью в современном обществе;

- формировать систему знаний детей о видах железнодорожного транспорта и разнообразии железнодорожных профессий;

- создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний о железной дороге и становлению устойчивого интереса к профессиям железнодорожников;

- активизировать мотивационные и волевые процессы детей дошкольного возраста, непосредственно влияющие на эффективное формирование эмоционально-положительного отношения к профессии железнодорожников;

- координировать усилия ДОУ и семьи для создания оптимальных условий сознательного выбора будущей железнодорожной специальности детей.

Основные направления программы:

- стимулирование познавательных процессов и развитие когнитивных компонентов профессиональной ориентации на профессии железнодорожников;

- создание социокультурной среды взаимодействия с работниками железнодорожного транспорта;

- развитие творческих способностей личности и формирование творческого отношения к труду железнодорожников;

- поддержание стремления к самостоятельной трудовой деятельности; творческое использование жизненного опыта детей;

- профессиональное самоопределение ребёнка в рамках ведущей деятельности.

Программа рецензирована кандидатом психологических наук, доцентом, заведующим кафедрой психологии Борисоглебского Государственного педагогического института и доцентом кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, которые подчеркнули практический характер программы, её соответствие современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного возраста. Реализация данной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей дошкольного возраста и может быть успешно использована в коллективном и семейном воспитании.

В соответствии с поставленной целью и задачами программы, переходом к модели развивающего воспитания и обучения в ДОУ формируется дизайн-проект предметно-развивающей среды «Маленькая страна юных железнодорожников», реализующей личностно-ориентированный, системный, интегрированный и деятельностный подход к ребенку. Дизайн рассматривается как проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды дошкольного учреждения.

Основными принципами дизайн-проекта стали:

- создание условий для творческого социального развития и возможности черпать из организованной среды информацию, необходимую для решения задач профессиональной деятельности;

- обогащение среды социокультурными средствами для успешной образовательной деятельности по профессиональной ориентации;

- создание психологического функционального комфорта в процессе активной деятельности;

Дизайн-проект позволил развить у педагогов проектное мышление, для которого характерен поиск, дискуссия, самостоятельность, конкретность, неординарность решений.

В результате реализации дизайн-проекта, основными компонентами предметно-развивающей среды стали центры юных железнодорожников в группах: «Юный железнодорожник», «Кем быть?», «Мои родители железнодорожники», мини-музей «Стальной меридиан». Особенностью каждого центра является наличие в нем разнообразных макетов железнодорожной тематики.

На свете нет ничего светлее, удивительнее и ярче, чем детские рисунки! Для детской творческой фантазии нет пределов и ограничений. Поэтому у нас в детском саду организовывались выставки художественного творчества воспитанников совместно с родителями на различные тематики: «Рисунки родителей нам помогают, к железной дороге любовь прививают!», «Мечта моя – железная дорога», «Путешествуем по родному краю». Юные художники в своих работах отразили будущее, о котором они мечтают, и профессию, которую хотят избрать.

Таким образом, дизайн-проект предметно-развивающей среды в детском саду способствует закреплению знаний детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования, формирует основы ранней профориентации на железнодорожные профессии.

На наш взгляд, проектная деятельность является эффективным методом воспитания и развития дошкольников. Ряд проектов, реализованных в детском саду, имеет профориентационную направленность.

Так, с детьми младшего дошкольного возраста реализовался проект «Разноцветные вагончики», целью которого было уточнение представлений о видах железнодорожных вагонов (пассажирские, грузовые, специальные). С детьми среднего дошкольного возраста -  проект «Станция», цель которого - расширение знаний о железнодорожных зданиях.

Особенно интересным и эффективным стал проект «Веселые путешественники» с детьми старшего дошкольного возраста.

Его цель – совершенствование ориентирования в окружающем пространстве. Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, воспитанники детского сада и их родители, работники предприятий железнодорожного транспорта.

Реализация проекта проходила в три этапа:

Целью организационно-подготовительного этапа стали сбор и изучение материала по тематике проекта, адаптация его к условиям педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Были определены основные задачи:

- создание условий для поощрения и поддержки детской инициативы, сотворчества детей и взрослых;

-   расширение представлений детей о планете Земля, о многообразии природного и растительного мира;

-  формирование самосознания ребенка, связанного с овладением элементарных знаний по географии;

-  формирование представления о том, что глобус и географическая карта имеют одинаковое назначение;

- развитие общих познавательных способностей детей – ознакомление с традиционными символами на картах, частями света, использование различных технических приемов изобразительной деятельности.

- расширение представлений о железнодорожном виде транспорта, его становлении, последовательности поэтапного развития;

- создание карты путешествия;

- развитие целеустремленности и настойчивости в поиске решения возникающих проблем;

- активизация речевого общения детей;

- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, приемами и техникой.

Кроме этого была подобрана художественная и научная литература, материальное оснащение, разработаны сценарии бесед, конспекты непосредственно образовательной деятельности, составлен план реализации проекта. С родителями воспитанников проводилась организационная и подготовительная работа.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию Проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе с участниками проекта были проведены тематические встречи с работниками железной дороги. Организована непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками по следующим темам: «Профессии разные нужны, профессии каждые важны», «Знакомство с профессией машиниста», «Если ты собрался в путь», «Земля – наш общий дом». Выполняли с детьми практические задания: составление карты-схемы «Дорога к детскому саду», «Участок ДОУ», создание коллекции «Виды железнодорожного транспорта».

Для организации игрового пространства по теме Проекта с детьми был создан настольный макет «Железнодорожный переезд». Макет изготовлен из плотного цветного картона. Наборы аксессуаров и персонажей дети подбирали сами (это рельсы для железной дороги, вагоны, модели автотранспортных средств, предметы уличного интерьера, фигурки людей и другое). Работа по созданию макета включила элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества. Когда дети сами придумывают и сами реализуют свои планы, это всегда получается очень интересно.

Поскольку, ведущий вид деятельности дошкольников – игра, в рамках реализации Проекта были запланированы и проведены игры железнодорожной тематики:

Дидактические: «Виды железнодорожного транспорта», «Можно - нельзя», «Профессия на букву…», «Составь поезд» (Нумерация вагонов с «головы», с «хвоста» поезда), «Найди место в вагоне», «Найди город на карте, глобусе», «Определи направление по компасу», «Назови знаки на плане», «Покажи на карте реки (моря, океаны, горы, равнины)», «Закончи предложение», «Кто, где работает?», составление словаря железнодорожных понятий.

Сюжетно-ролевые: «Путешествие по железной дороге», «Хозяйка вагона», игра-драматизация по мотивам стихотворения С.Я. Маршака «Багаж», «Путешествие из г. Поворино в г. Воронеж». Спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – железнодорожная семья», игры с правилами, игры-соревнования.

Особенно запоминающимся событием для дошкольников стала презентация эскизов форменной одежды для железнодорожников в рамках реализации Проекта. Совместно с родителями дети разработали эскизы форменной одежды машиниста, проводника, билетного кассира, монтера пути. Эскизы были выполнены в различной технике: в технике аппликации, рисования гуашью, акварелью, цветными карандашами, восковыми мелками. Активное участие родителей в мероприятиях очень нравятся детям. Презентация проходила с использованием мультимедийного оборудования.

На заключительном этапе был организован праздничный музыкальный вечер «Веселые путешественники». На праздник были приглашены родители воспитанников и педагоги ДОУ.

Таким образом, проектная художественно-техническая деятельность подняла на более высокий уровень профориентационную работу с дошкольниками и  позволила педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и их родителями.

 

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.; 2008.

2. Блохина Е.В., Якунина Т.В. Программа. Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников. М.; 2009.

3. Васильева Р.В. Дизайн-проект предметно-развивающей среды второй младше группы // Старший воспитатель. – 2012. - №1.

4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников М.; 1988.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.; 1996.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.; 2004.

7. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации. Волгоград; 2008.

8. Логинова В.И., Крылова Н.М. Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. М.; 1999.

9. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. Ростов – на – Дону. 1999.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN