Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии
Development of personal qualities of preschool children through the use of quest technology
Автор: Хрипунова Маргарита Вячеславовна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48», г. Воронеж, Россия.
e-mail: margo.khripunova@mail.ru
Khripunova Margarita Vyacheslavovna
Kindergarten № 48, Voronezh, Russia.
e-mail: margo.khripunova@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что применение квест-технологии в детском саду способствует развитию важнейших личностных качеств у дошкольников.
Abstract: In this article, the author writes that the use of quest technology in kindergarten contributes to the development of the most important personal qualities in preschoolers.
Ключевые слова: квест-технология, личностные качества, развитие дошкольников.
Keywords: quest technology, personal qualities, development of preschool children.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста. Личностные качества дошкольников:
- Инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.
- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
- Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
- Способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.
Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.
Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.
Задача педагога - создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми.
В этом может помочь квест-технология, которая является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.
Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста- команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Использование квест-технологии позволяет обогатить формы взаимодействия педагога с детьми.
Квест-технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Образовательная задача всегда носит проблемно-поисковый характер, а в самом квесте одновременно могут сочетаться все формы детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная и др.
Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников: речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.
Общие задачи по развитию личностных качеств детей в процессе квестов:
- Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
- Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе).
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно и более полно раскрывались личностные качества каждого ребенка, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Как известно, содержание для квестов объединяют какой-нибудь одной темой или сюжетом: приключение, помощь, поиск чего-либо, природный мир, путешествие и т.д.
В квесте доминируют различные игры: дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации. Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.
Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Именно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.
К тому же, в процесс квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания. Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, в поисках приключений).
2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Снегурочке найти рукавичку», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «Путешествие в Чукондию».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников.
Список литературы:
1. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.