Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии

Дата публикации: 2023-11-03 23:15:53
Статью разместил(а):
Хрипунова Маргарита Вячеславовна

Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии

Development of personal qualities of preschool children through the use of quest technology

 

Автор: Хрипунова Маргарита Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48», г. Воронеж, Россия.

e-mail: margo.khripunova@mail.ru

Khripunova Margarita Vyacheslavovna

Kindergarten № 48, Voronezh, Russia.

e-mail: margo.khripunova@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что применение квест-технологии в детском саду способствует развитию важнейших личностных качеств у дошкольников.

Abstract: In this article, the author writes that the use of quest technology in kindergarten contributes to the development of the most important personal qualities in preschoolers.

Ключевые слова: квест-технология, личностные качества, развитие дошкольников.

Keywords: quest technology, personal qualities, development of preschool children.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста. Личностные качества дошкольников:

- Инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.

- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.

- Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

- Способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

- Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- Способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.

Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Задача педагога - создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми.

В этом может помочь квест-технология, которая является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.

Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста- команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. 

Использование квест-технологии позволяет обогатить формы взаимодействия педагога с детьми.

Квест-технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. 

Образовательная задача всегда носит проблемно-поисковый характер, а в самом квесте одновременно могут сочетаться все формы детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная и др.

Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников: речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.

Общие задачи по развитию личностных качеств детей в процессе квестов:

- Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); 

- Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); 

- Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе). 

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно и более полно раскрывались личностные качества каждого ребенка, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: 

 1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка. 

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом. 

3. Эмоциональная окрашенность заданий. 

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес. 

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста. 

 6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи. 

Как известно, содержание для квестов объединяют какой-нибудь одной темой или сюжетом: приключение, помощь, поиск чего-либо, природный мир, путешествие и т.д.

В квесте доминируют различные игры: дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации. Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.

Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Именно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.

К тому же, в процесс квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в  процессе познания. Темы квестов могут быть самыми различными: 

1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, в поисках приключений). 

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Снегурочке найти рукавичку», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд»,  «По дорогам Цветочного города с Незнайкой». 

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград». 

4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима». 

5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «Путешествие в Чукондию».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников.  

 

Список литературы:

1. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN