Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Инновационные технологии интегрированной работы с детьми 6-7 лет с использованием элементов Орф-педагогики

Дата публикации: 2023-12-08 21:38:56
Статью разместил(а):
Васильева Екатерина Евгеньевна

Инновационные технологии интегрированной работы с детьми 1,5-7 лет с использованием элементов Орф-педагогики

 Innovative technologies for integrated work with children aged 1,5-7 years using elements of Orff-pedagogy

 

Авторы:

Земляницына Марина Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 72", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: Zemlyanika.1965@mail.ru 

Zemlyanitsyna Marina Nikolaevna

Kindergarten №72, St.-Petersburg, Russia

e-mail: Zemlyanika.1965@mail.ru

Васильева Екатерина Евгеньевна

ГБДОУ "Детский сад № 72", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: Katrin_98rus@mail.ru

Vasilyeva Ekaterina Evgenievna

Kindergarten №72, St.-Petersburg, Russia

e-mail: Katrin_98rus@mail.ru

 

Аннотация: В нашей многолетней практике уделяется большое значение разностороннему воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Познакомившись с концепцией Карла Орфа Шульверка мы решили применить элементы этого метода на практике.

Abstract: In our long-term practice, great importance is paid to the versatile upbringing and education of preschool children. After getting acquainted with the concept of Carl Orff Schulwerk, we decided to put elements of this method into practice.

Ключевые слова: орф-педагогика, дошкольники.

Key words: orff pedagogy, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Орф-педагогика основана и развита немецким композитором Карлом Орф (1895-1982). Орфедагогика является одним из подходов к обучению музыки. Он объединяет движение, музыку в единое целое. (Википедия) При включении таких компонентов развития ребёнка, как речь, театрализация, орфпедагогика становится новой детской игрой.

Орф-педагогика – это креативный метод, представляющий собой особый тип музыкальной педагогики. Основная идея орф-педагогики – это объединение музыки, движения, слова в непрерывный связный педагогический процесс. (Википедия)

Принцип креативной педагогики позволяет детям, на практике, в игре, в реальном действии познавать окружающий мир.

Введение элементов орфпедагогики в практические занятия психолога в дошкольном учреждении служит замечательным инструментарием к сближению ребёнка и педагога, ускоряет момент адаптации, рушит преграды эмоционального характера.

Основными музыкальными инструментами орфпедагогики являются доступные в ОУ мелодические ударные инструменты с металлическими или деревянными пластинками (ксилофоны, металлофоны) и немелодические ударные (литавры, барабаны, тарелки), простые духовые инструменты (свирели, дудочки), некоторые смычковые или струнные – тянущие звуки.

Для гармоничного развития, подрастающему ребёнку необходима музыка во всех её проявлениях, как средство развития эмоций, воображения, фантазии, умение слышать музыку, исходящую не только от музыкальных инструментов, но и музыку окружающего мира.

Музыку дети слышат с рождения. Сначала это мамины напевы, колыбельные, певучие пестушки, приговоры, заклички. Чуть позже, малыш начинает самостоятельно подражать услышанным песенкам, напевая «свои мелодии».

Познакомившись с основами орфпедагогики, очень захотелось использовать их на практике, но заменив музыкальные инструменты на предметы быта – звукоподражатели.                                                                         

Наш детский сад принимает участие в работе Международной Экологической программы «Зелёный флаг», поэтому у детей более старшего возраста нет проблем с музыкальными инструментами. Они создают их сами из бросового материала, тем самым пополняя копилку звукоподражания и озвучивания.

Такие инструменты получаются из пластиковых бутылок, бумажных «шуршалок», расчёсок, ёмкостей с водой, коктейльных трубочек, твёрдых втулок от фольги, мешочков с крахмалом, крупой и т.д.

Орф-педагогика не навязывает какие-либо правила и догмы, а в непринуждённой, исключающей любое давление со стороны, обстановке позволяет быть ребёнку самим собой.

Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то и обучение элементам Орф-педагогики мы начали в игре.

Нашей целью является ознакомление с орфпедагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение орфпедагогики с кинезиологическими упражнениями, выполнение практических упражнений на практике.

Задачи, поставленные в результате работы, определились таким образом:                                  

- научить детей подбирать и играть на звукоподражающих инструментах;

-способствовать принятию и осознанию своего тела, умению управлять им (звучащие жесты);

- развивать основные познавательные процессы: концентрацию внимания, улучшение памяти, ориентировку в пространстве и времени, абстрактное мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

Этапы орфпедагогики:

1) Детям предлагаются слова песенки, потешки слова проговариваются. Если в словах есть действия, то они тоже выполняются при помощи жестов, движений тела.

2) «Посмотри вокруг – найди похожий звук» Детям предлагается выбрать действие по тексту и подобрать нужный «инструмент» методом проб. Таким образом распределяются роли музыкантов и их место в оркестре.

Как же замечательно «находить» музыку, слушать её и тут же исполнять, чувствуя себя композитором и музыкантом. Положительные эмоции, смех, шутки, – всё это объединяет, формирует коллектив единомышленников, увлечённых одной игрой. 

3) Дети «озвучивают» слова выбранными инструментами, при этом объясняя, почему гром звучит именно так, с помощью ударов пластмассовыми бутылками по столу, а ручей журчит выдохом через соломинку в стакане с водой.

4) Педагог произносит слова песенки и оркестр начинает звучать!

Можем сказать, что с первого раза не всегда получается, но чем больше увлекательной практики, тем интересней и продуктивней результат.

Представляем вам опыт работы с использованием элементов Орф-педагогики.

Известно, что Карл Орф предлагал использовать его методы работы с детьми, начиная с 2-месячного возраста.

Мы свою работу проводим с 1,5 лет в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ до 7-летнего возраста, где дети, проявляя инициативу и индивидуальность, создают свои собственные игры с элементами Орф – педагогики.

1,5-3 года. Миниатюры с использованием стукалол

· Пальцы, кулачки, топотушки, похлопушки

· Ложки из разных материалов

· Палочки – брусочки

· Бутылочки (пластмассовые)

· Крышки от кастрюлек.

Звуковые миниатюры сопровождаются стихотворным проговариванием:

Н-р: Барабан, барабан – бам, бам, бам

Барабань, барабань – там, там, там….

Туки – туки палочки

Палочки – стучалочки.

Туки, туки, туки, тук

Получаем громкий (тихий) звук!

Дети наблюдатели, встречаются слабо подражатели. С возрастом интерес к таким играм растёт. И уж к трем годам мы можем поиграть в игру «Громкий оркестр – тихий оркестр».

3-4 года. Продолжаем работу со стукалками.

Постепенно начинаем знакомить детей со сказками – шумелками.

Например: Жили – были … (далее идёт повествование сказки с шумовыми эффектами).

- Пальцы, кулачки, топотушки + потирание рук от локтя и ладошек

- Вводятся музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, металлофон, барабан)

- Много работы с природным материалом (жёлуди, каштаны, семена ясеня, орехи, веточки – палочки)

- Бусы на нитях

- Мешочки с крахмалом, рисом, фасолью

- Кусочки пергаментной бумаги, полиэтилен (шуршалки)

Через полгода работы, дети могут самостоятельно найти в помещении звукоподражатели или заменители инструментов. Используют их для озвучивания сказок – шумелок.

4-7 лет. Дети могут самостоятельно находить и изготовлять инструменты для озвучивания не только сказок, песенок, стихов, но и для «оживления» звуков природы.

Например: 

Втулки – шумелки

Банки – барабаны

Бутылки – гремелки

Дети дают названия своим изобретениям

Н-р: Втулка -шумелка – «Дождь», «Ветер», «Шёпот», «Листопад».

Банки-барабаны – «Гром», «Град», «Стройка», «Поезд идёт», «Шум растёт», «Рубят лес»

Бутылки-гремелки – «Земля гудит», «Индейцы танцуют», «Едет поезд», «Шаги», «Вулкан»

В работе используется всё, что может быть звукоподражателем.

Таким образом, с появлением в играх детей элементов Орф-педагогики, наши воспитанники получили возможность развивать своё мышление, воображение, фантазию, память, речь, проявлять свои творческие индивидуальные способности, изобретательность, коммуникативность, умение ориентироваться в пространстве, уметь чувствовать своё тело и всё это при положительном эмоциональном настрое.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN