Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие мелкой моторики ребенка

Дата публикации: 2024-01-21 20:03:48
Статью разместил(а):
Кольцова Нина Андреевна

Развитие мелкой моторики ребенка

Motor skills of preschool children

 

Автор: Кольцова Нина Андреевна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: ninasonya@yandex.ru

Koltsova Nina Andreevna

Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia

E-mail: ninasonya@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрыта роль развития мелкой моторики в речевом развитии детей.

Abstract.: The article considers the problem of the development of fine motor skills of preschool children. The role of the development of fine motor skills in the real development of children is revealed.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, ребенок.

Keywords: fine motor skills, speech development, child.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Развитие мелкой моторики ребенка - движение кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками или короткими стихами.

Из очень далеких времен к нам «пришли» такие потешки как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой» — (прочитывая речитатив, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки — ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут — пень (показываем запястье), тут — колода (показываем локоток), тут — холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). Игры и занятия на освоение и развитие мелкой моторики проходят увлекательно и притягательно.

Одним из показателей интеллектуального развития ребенка является развитие мелкой моторики кистей рук. Родители совместно с работниками дошкольных учреждений должны активно заинтересовывать ребенка, превращать обучение в интересную игру, поощрять и хвалить ребенка не только за то, что он делает, но и за то, что он пытается и старается сделать. Активное развитие мелкой моторики важно для всей дальнейшей жизни ребенка.

В своем развитии ребенок идет от простого к более сложному, от простого захвата игрушки и удерживания ее всей кистью до более сложного — брать предмет большим и указательным пальцами, показывать его окружающим и перекладывать на другое место. Ребенка учат держать ложку, вилку, карандаш, учат держать ножницы и владеть ими. Для того, чтоб определить уровень готовности и развития речи детишек первых лет жизни учеными разработан следующий метод: ребенка просят показать сначала один указательный пальчик, потом указательный и средний, а затем три пальчика — указательный, средний и безымянный.

Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно — это говорящие дети. Если мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, каждый пальчик изолированно двигаться не может, мышление у этих детей затруднено — это дети не говорящие. Следовательно, пока движения пальчиков не станут свободными, мышление и речь будут затруднены. Когда движение пальчиков ладошки достигнет определенной точности, начнется формирование активного словаря. У ребенка уже сформирован достаточный пассивный словарь, он живет и общается со взрослыми и сверстниками, приобретает некий жизненный опыт.

Развитая пальцевая моторика формирует и готовит почву для дальнейшего последовательного развития активной речи малыша. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Развитая мелкая моторика — это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуды.

Развитию мелкой моторики способствуют:

‒ Массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками.

‒ пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;

‒ настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности;

‒ игры с сыпучими (песок, крупы), пересыпать из одной емкости в другую, спрятать в одной из емкостей мелкие предметы и наощупь их отыскивать;

‒ рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;

‒ лепка из пластилина, теста, глины;

‒ застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т.д.

Все эти занятия и игры должны происходить не только под строжайшим наблюдением, но и при активном их участии взрослых, ребенок может пораниться или сунуть что-либо в рот или нос. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Физические упражнения так же оказывают положительные воздействия на развитие мелкой моторики. Это разнообразные висы и лазания на гимнастических лесенках и перекладинах, эти упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.

Движения и игры на свежем воздухе способствуют большему обогащению полушарий кислородом, что способствует благотворному влиянию на все рецепторы головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Чтоб развить у ребенка речь, недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше общаться и разговаривать с малышом, четко проговаривать все свои действия, называя предметы и их качества, активно общаться как в игре, так и в быту. Так же необходимо рассказывать малышу о том, что его окружает, что ему знакомо и близко, читая сказки обязательно надо рассматривать иллюстрации, предлагать ребенку самостоятельно переворачивать красивые страницы самостоятельно.

Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, превратить всю «работу» в интересную и увлекательную игру. Согласованное действие рук и глаз — определяет правильное развитие мелкой моторики, а также сформированность сенсомоторной координации у ребенка. Окружающую действительность маленький ребенок изучает с помощью зрения, пытается контролировать свои действия и движения, благодаря самоконтролю действия со временем становятся более точными и совершенными. Глаз как бы «показывает» руке направление действия, еще больше новой информации малыш получает при определенных действиях и манипуляциях с предметами.

В настоящее время изготавливается очень много развивающих игр, игрушек, игровых наборов, которые способствуют развитию мелкой моторики, направлены на развитие внимания, тщательного рассматривания и сопоставления предметов. Каждая игра — это общение ребенка с окружающим миром, где он живет и развивается. В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, а особенно это заметно у детей городских. Для общего комфорта сейчас ботинки — на липучках, куртки — на молниях, а всего 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше заниматься мелким ручным трудом: шнуровать, застегивать, перебирать крупу, стирать белье, штопать, вязать, пришивать пуговицы. Развивая мелкую моторику, следует помнить о том, что у ребенка две руки, правая и левая, все развивающие упражнения следует дублировать, как правой, так и левой рукой.

Чем «спокойнее, умнее и уверенней» руки ребенка, тем «спокойнее, умнее и уверенней» чувствует себя ребенок в окружающей его среде. Малыш от природы, на уровне подсознания владеет огромным запасом инстинктов, форм поведения и чувств, которые помогут ему быть жизнестойким. В процессе воспитания много зависит не только от знаний, умений и жизненного опыта родителей, но и от их умения предупреждать, догадываться и чувствовать своего ребенка.

Ребенок дошкольного возраста — это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать их. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста:

- Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. В этих играх у ребенка развивается мелкая моторика, речь, память, способность слушать и сосредотачиваться.

- Сухой бассейн (используется пластиковая коробка, наполненная фасолью, отыскивали спрятанную фигурку и на ощупь определяли, что было спрятано).

- Нанизывание — для игры использовался материал совершенно разный, крупные бусины мелкие геометрические фигурки, мелкий набор овощей, фруктов и животных с дырочкой нанизывались на шнурочки.

- Трубочки разного диаметра.

- Пазлы — разной формы, из различного материала, мягкие и жесткие.

- Раскручивание и закручивание крышек разного размера и диаметра, чтоб было интереснее прятали внутрь мелкие баночки или бутылочки фигурки.

- Многофункциональные застежки и запоры (пуговицы, кнопки, шнурочки, липучка, петельки, шпингалеты, крючки, задвижки, выключатели…)

- Чудесный мешочек — на ощупь определяли спрятанную в мешочке игрушку и называли ее.

Данные виды деятельности очень мобильны, в них легко вносить дополнения и изменения. Так же вовлекаю родителей, они принимают активное участие в изготовлении различных пособий и поделок. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN