Реализация преемственности через формирование основ инженерно-технической грамотности у дошкольников
Реализация преемственности детского сада и школы через формирование основ инженерно-технической грамотности у дошкольников
Implementation of continuity between kindergarten and school through the formation of the foundations of engineering and technical literacy in preschool children
Автор: Мартынова Любовь Андреевна
ГБДОУ "Детский сад № 123", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: luba10061996luba@gmail.com
Martynova Lubov Andreevna
Kindergarten № 123, St.-Petersburg, Russia
e-mail: luba10061996luba@gmail.com
Аннотация: В статье описывается важность обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой.
Abstract: The article describes the importance of ensuring continuity between kindergarten and primary school.
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольники, СТЕМ-образование.
Keywords: functional literacy, preschoolers, STEAM-education.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Современные дети чаще обращают внимание на яркие красочные вещи и совсем не задумываются – какую пользу они могут из них извлечь и какую смысловую нагрузку они несут? В дошкольном возрасте они находятся под контролем взрослых: родителей, педагогов, которые постоянно стараются направить их на нужный путь. А придя в школу, ребенок приобретает большую самостоятельность, но из-за отсутствия навыков анализа поставленной проблемы и умения находить оптимальные пути её решения – начинает теряться.
Начальная школа начинается с предшкольного образования, поэтому особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Я считаю, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности (индивидуальности), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Поэтому, мне кажется, что важным этапом для создания преемственности образовательного процесса между детским садом и школой, а также перспективности повышения качества образования в целостной системе является повышенное внимание к развитию функциональной грамотности у ребенка уже на дошкольном уровне.
Развитие функциональной грамотности является одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования необходимых компетенций уже на дошкольном уровне. Функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности и формированию высокого уровня общения, поэтому, функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Благодаря высокому уровню развития данной компетенции понятие преемственности будет восприниматься как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Помимо прочего, я считаю, что для более комфортного перехода от детского сада к начальной школе оптимально будет использовать в образовательном процессе STEAM-подход. Преимущество использования STEAM-образования состоит в том, что оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии пяти направлений (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) — естественные науки, технологии, инженерия, искусства, гуманитарные дисциплины и математика) в единую схему развития.
Совместно с детьми совей группы, мы реализовали 2 STEАM-проекта: «Самый теплый дом для рук», «В нашу гавань заходили корабли». Реализация проектов доказывает важность использования в образовательной деятельности данного подхода, а также в них хорошо видна взаимосвязь нескольких научных дисциплин. Ведь один проект смог реализовать и помочь детям узнать много нового в области биологии, физики, конструировании и искусства.
Я считаю, что STEAM-подход – позволяет научить ребенка видеть целостную картину мира, выявлять причинно - следственные связи и делать самостоятельные выводы. А также STEAM-среда - это способ развития у детей любви к исследовательской деятельности и желанию учиться, что является важным критерием обеспечения преемственности «сад-школа». И если уже на дошкольном уровне мы будем приучать детей к логическому мышлению, самостоятельности и умению делать выводы, то придя в школу, им будет проще адаптироваться к школьной программе.
Список литературы:
1. Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. 2-е изд., стереотип. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание «Альманах Пространство и Время». 2015.
3. Просвиркин В.Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009.