Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Дата публикации: 2024-02-12 12:15:05
Статью разместил(а):
Голикова Наталия Константиновна

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Theater activities in kindergarten 

 

Авторы:

Голикова Наталия Константиновна

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 27, Екатеринбург, Россия.

e-mail: mnataliak79@mail.ru

Golikova Natalia Konstantinovna

Combined kindergarten № 27, Yekaterinburg, Russia.

e-mail: mnataliak79@mail.ru

Иванова Ирина Ивановна

МБДОУ Детский сад № 286, Екатеринбург, Россия.

e-mail: ivanovairina889@yandex.ru

Ivanova Irina Ivanovna

Kindergarten № 286, Yekaterinburg, Russia.

e-mail: ivanovairina889@yandex.ru

 

Аннотация: В статье дается обоснование проведения театрализованной деятельности в детском саду. Авторы передают свой опыт применения данного способа взаимодействия с детьми дошкольного возраста для развития речи и коммуникативных навыков.

Abstract: The article provides a rationale for conducting theatrical activities in kindergarten. The author conveys his experience of using this method of interaction with preschool children for the development of speech and communication skills.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нарушения речи, коммуникативные навыки, театрализованная деятельность.

Keywords: preschool age, speech disorders, communication skills, theatrical activities.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В последние годы специалисты и педагоги замечают большие нарушения в развитии речи дошкольников. Недостаток стимуляции общения с ребенком в раннем возрасте, как с родителями, так и со сверстниками, или вообще его отсутствие приводит к серьезным нарушениям в речевом развитии. Живое общение с ребенком родители все чаще заменяют просмотром мультфильма на смартфоне или игрой на планшете. Отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаток базовых представлений и знаний о предметах и явлениях окружающего мира, нарушение произвольного внимания, эмоционально-личностного развития и несформированность коммуникативных навыков сказываются на всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Все чаще в детский сад приходят дети трех-четырех лет, которые произносят лишь отдельные слова (дай, я, надо, пока) или вообще молчат.

Детский сад — это особое место, где дети начинают свое образовательное путешествие, это время их активного развития. Игра – является основной обучения дошкольников, она способствует развитию важнейших психических функций: восприятия, памяти, мышления и речи. Е.В. Рахматуллина предлагает использовать разнообразные методики и игры, которые способствуют развитию воображения, логического мышления, мелкой моторики и эмоциональной сферы дошкольника. [7]

Игра в театр – это не только развлечение и игра, но и мощный педагогический инструмент, который позволяет детям активно использовать язык в живой коммуникации. Театрализованная деятельность способствует формированию и развитию социальных, когнитивных, творческих и коммуникативных навыков дошкольников.

Елена Анатольевна Антипова в своей книге пишет, что именно театрализованная деятельность позволяет решать педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического восприятия. Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе. [2]

1. Во время проигрывания сказок или отдельных сценок, необходимо учесть возрастные особенности детей и адаптировать сценарий, чтобы малыши могли легко воспринять и участвовать в процессе, когда вступают в диалог с партнерами по сказке, выражая свои мысли и эмоции, а также слушая и отвечая на реплики других персонажей. Такая практика способствует развитию речевой активности и позволяет детям совершенствовать навыки слушания, понимания и высказывания своих мыслей.

2. В процессе подготовки к спектаклю дети знакомятся с новыми словами и фразами, знакомятся с различными профессиями, историческими событиями, мультфильмами, фольклором и литературой. Они учатся правильно произносить и использовать новые слова, а также понимать их значение в контексте. Благодаря театрализованной деятельности дети активно расширяют лексический словарный запас и приобретают глубокое понимание значений слов. Это способствует развитию их кругозора, расширению знаний и пробуждению интереса к окружающему миру.

3. Развивают грамматическую правильность речи, учатся строить грамматически правильные предложения, использовать различные времена и фразовые обороты. Они изучают правила согласования слов и формирования сложных предложений. Такая систематическая работа помогает детям совершенствовать свою грамматику и делает их речь более точной и выразительной.

4. Активно развивается эмоциональная выразительность речи. В процессе участия в театральных постановках, дети вовлекаются в игровую активность, в которой они имеют возможность выражать чувства, испытывать различные переживания, экспериментировать со своими эмоциями, понять их природу и научиться контролировать их проявление. Они учатся использовать мимику, жесты, интонацию, ритм и логические ударения для передачи эмоциональной окраски своих реплик. Участие в театрализованной деятельности также способствует развитию эмпатии и социальных навыков, дети учатся передавать различные эмоции радость, грусть, страх, счастье и другие через свою речь. В процессе участия в спектакле, они выступают перед публикой, что способствует развитию их самооценки и уверенности в себе. Такая работа позволяет им стать более выразительными и чувственными в общении с окружающими, они учатся слушать и слышать других, выражаться и проявлять свои таланты перед другими людьми, что имеет положительный эффект на их эмоциональную сферу.

5. В процессе театральной игры, дети развивают свою фантазию, учатся находить нестандартные решения и смотреть на мир с необычной точки зрения, что способствует проявлению интереса и вносит разнообразие в жизнь каждого дошкольника.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А.Козлова, Е. Е.Кравцова) [5].

Режиссирование, драматизация и исполнение ролей в театральных постановках требуют от детей творческого подхода, они учатся быть креативными и инновационными, что активно развивает их творческие способности.

Театрализованная деятельность в детском саду играет важную роль в переходном периоде из детского сада в школу.

Во-первых, развитые коммуникативные навыки, а именно работать в коллективе, сотрудничать, принимать решения и решать конфликтные ситуации, будут востребованы в школе, где коммуникация с учителями и другими учениками является неотъемлемой частью учебного процесса.

Во-вторых, развитое творческое мышление и воображение поможет раскрывать свои творческие способности, экспериментировать, находить нестандартные решения, видеть мир в его многогранном и разнообразном виде. Такое мышление будет полезным в школе, где часто требуется находить креативные решения и мыслить нестандартно

В-третьих, театрализованная деятельность способствует развитию самостоятельности и ответственности. Дети, участвуя в подготовке спектаклей или постановок, берут на себя определенные роли и обязанности. Они должны выполнять свои задачи в срок, справляться с трудностями и нести ответственность за результат. Такой опыт подготовит детей к школьной жизни, где им придется ставить перед собой цели, планировать свои действия и выполнять объемные задания. Все эти качества и навыки будут полезными ребятам в школьной жизни, чтобы помочь им успешно адаптироваться к школьной среде, где им предстоит сталкиваться с новыми требованиями и задачами.

Организация театрализованной деятельности в детском саду имеет свои особенности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и эстетически-привлекательной. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, все предметы должны быть доступны детям. Чтобы театрализованная деятельность была насыщенной и интересной, необходимо учесть несколько важных аспектов.

Необходимо подготовить соответствующее пространство, поставить ширму для кукольного театра, по возможности организовать мини сцену чтобы было достаточно свободного пространства для актеров, показывающих спектакли, удобные сиденья для зрителей. Также следует предусмотреть освещение, что позволит создать атмосферу театра и подчеркнуть особенности каждого спектакля.

Педагогу важно иметь ясное представление о целях и задачах театрализованной деятельности и определить, какие навыки и умения дети смогут развить через театрализованную постановку. Например, это могут быть такие аспекты, как развитие речи, познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, творчества, социализации и умения работать в команде. Выбор репертуара должен быть подходящим для детского возраста и соответствовать интересам детей.

Для детей младших групп организуют настольный театр игрушки, настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр кукол на столе. В средних группах используют пальчиковый театр, книжка-театр, магнитный театр, Би-Ба-Бо, театр верховых кукол.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, поэтому, при организации театральной деятельности педагог конструирует среду на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Это помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения [5].

Старшая и подготовительная группы используют в театрализованной деятельности, театр пяти пальцев, театр масок, пальчиковый театр, театр теней, театр ростовых кукол и другие. Детям старшего дошкольного возраста интересно создавать собственные, авторские постановки по своему замыслу, а также они с помощью взрослого могут показывать кукольный театр детям младших групп. Важно помнить о возрастных особенностях детей и выбирать материал, который будет понятен и интересен именно им.

Дополнительно, можно привлекать специалистов в области театрального искусства, которые могут проводить занятия на развитие различных театральных навыков, такие как актерское мастерство, выразительность, позиционирование на сцене и другие. При этом стоит учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать условия, при которых каждый сможет раскрыть свой творческий потенциал.

Важным аспектом организации театрализованной деятельности является постоянная мотивация и поддержка со стороны педагогов и родителей, а именно проявлять интерес и поддержку к детским постановкам, посещать спектакли и вносить свои предложения и идеи.

Педагоги подготовительных групп могут организовывать творческие мастерские, где дети смогут активно участвовать в создании сценариев и декораций для спектаклей. Творческие мастерские способствует укреплению групповых связей и дружбе между детьми, в дошкольном возрасте.

Таким образом, организация театрализованной деятельности в детском саду требует внимательного планирования и подготовки. Игра в театр помогает развить фантазию и креативность детей, способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, ответственности и социализации. Стимулирует активное использование языка в живой коммуникации, расширению словарного запаса, улучшению грамматической правильности, развитию эмоциональной выразительности речи, что является важным аспектом комплексного развития речевых навыков у дошкольников.

 

Список литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4.

2. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.

3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. — № 4.

4. Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2007.

5. Нечаева Е.Н. Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №8 (138).  С. 108-114.

6. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. — М., 2000.

7. Рахматуллина Е.В. Методика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста // Профессиональное образование в России и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. - СПб.: Альма Матер, 2015.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN