Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

История возникновения сказки на Руси

Дата публикации: 2024-02-23 23:14:18
Статью разместил(а):
Тихомирова Наталья Олеговна

История возникновения сказки на Руси

The history of fairy tales in Russia

 

Автор: Тихомирова Наталья Олеговна

ГБДОУ Детский сад № 87 Красносельского района, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: natali.tikhomirova1@mail.ru

Tikhomirova Natalia Olegovna

Kindergarden № 87, St.-Petersburg, Russia

e-mail: natali.tikhomirova1@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о многообразии видов русских народных сказок, знакомит читателя с возникновением сказки на Руси, сравнивает взаимодействие и схожесть театра и русской народной сказки. Так же автор знакомит читателей с таким направлением как сказотерапия.

Abstract: In this article, the author writes about the variety of types of Russian folk tales, introduces the reader to the origin of the fairy tale in Russia, compares the interaction and similarity of the theater and the Russian folk tale. The author also introduces readers to such a direction as fairy tale therapy.

Ключевые слова: сказка, театр, сказотерапия, семейное чтение.

Keywords: fairy tale, theater, fairy tale therapy, family reading.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Все мы любим сказки. Сказка – это замечательный устный рассказ, повествующий о невероятных, но поучительных историях, о необыкновенных событиях и приключениях.

В мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий нашими мечтами и фантазиями. Без сказок реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным. Вспомните Кощея Бессмертного, чахнущего над златом, Леших, Русалок и прочую нечисть, а богатыри, а Василиса – красавица? Но кто  ни будь, задумывался, есть ли за этими сказками реальные события, были ли сказочные герои самыми обычными людьми, чья жизнь и приключения могли стать основой для сказок.

А почему бы и нет? Например, Лешим мог оказаться кто-то долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями. Ну, Василиса – красавица, тут всё понятно. Кощей Бессмертный, похож на старика, женившейся на молодой девушке - и её родители денег на этой сделки заработали, и вроде любит девушка Кощея, а толку мало.  С Бабой Ягой ситуация интереснее, она стала прообразом злой старухи Хеель, из сказок викингов, которая так же ходит на костяной ноге и живёт в отдельной избушке на окраине леса, сторожа души умерших и являя собой пограничный пункт в переходе от земной жизни в загробную жизнь. Баба Яга, так же как и старуха Хеель не блещет добротой, скорее она создает массу испытаний и неприятностей для тех, кто идет сложной дорогой поиска чего – либо. Вот поэтому к Бабе Яге попадают герои наших сказок, загнанные своими неприятностями в глухой угол. Избушки на курьих ножках и их хозяйки Баба Яга и старуха Хеель – это преодоление препятствий в доказательство себе, что ты чего – то достиг, ты чего - то можешь.

Сказки бывают разными грустными и смешными, длинными и короткими, простыми и волшебными, завораживающими, но все они возвращают взрослого человека в детство, а ребёнку дарят ощущение тепла и уюта.

Фольклористами выделяются три вида русских народных сказок.

Первый вид – это сказки о животных. В этих сказках задействованы постоянные персонажи: медведь, волк, лиса, заяц и другие. Определяются постоянные признаки животных: лиса – хитрая; медведь – сильный; заяц – трусишка.

Эти сказки выделяются подобранной по принципу сюжетной связью. Для чтения детям раннего возраста предлагаются такие произведения, как: «Колобок»; «Как коза избушку построила»; «Теремок»; «Козлята и волк».

Второй вид – это сказки бытовые. Сказки, в которых всё действо происходит в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. Для чтения детям раннего возраста предлагаются такие произведения, как: «Курочка Ряба»; «Репка»; «Пришла Маша к маме..»

Третий вид – это сказки волшебные. С этим разделом сказок знакомят детей, более старшего возраста, с 3-х до 5-ти лет. В таких сказках задействованы сказочные герои: Баба Яга, Снегурочка, Снеговик. Для прослушивания детям предлагаются такие произведения как: «Гуси – лебеди»; «Снегурочка и Лиса»; «Снеговик – почтовик».

Знакомство ребёнка раннего возраста со сказкой.

Знакомство со сказкой в раннем возрасте имеет большую важность для становления человека, его характера, личностных качеств - доброты, милосердия, отзывчивости, сострадания, речи. Отмечено, что дети, родители которых выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей.

Сказка и театр.

Сказку можно не только читать, но и показывать. Театр – это один из способов в игровой форме  рассказывать детям  о человеческих отношениях, о добре и зле. Для показа  можно использовать такие виды театра, как:

- Кукольный театр – это театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, одеваемых на руку.

- Пальчиковый или варежковый театр – это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из ниток. Кукла надевается на палец или руку ребёнка. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте.

- Театр игрушек или настольный театр – это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.

Театрализованные игры всегда радуют, часто  смешат малышей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи сказки, которую они смотрят и слушают в данный момент, грустят и огорчаются вместе с героями.           

Дети так же, с удовольствием перевоплощаются в полюбившейся им образ, добровольно принимают и присваивают себе свойственные выбранному герою черты характера.

Разнообразие в театрализованной деятельности тематик, средств изображения, эмоциональности театрализованных игр, дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности, что является одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, позволяющее  решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- Художественным образованием и воспитанием детей.

- Формированием эстетического вкуса.

- Развитием коммуникативных качеств личности.

- Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

 - Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжения, решением конфликтных ситуаций, через игру.

Главное в данной театрализованной деятельности и в роли бытовых сказок в развитии детей раннего возраста – это раскрытие духовного мира и творческого потенциала каждого ребёнка, дающее реальную возможность адаптироваться ему в современной социальной среде.

В любой деятельности необходимо общение ребёнка, как со сверстниками, так и с окружающими его взрослыми. Общение через речь является основой для всестороннего развития ребёнка, которое начинается уже в раннем возрасте и это развитие должно быть эффективным. Таким образом, развитие речевого общения

у детей раннего возраста должно происходить не только на специально организованной образовательной деятельности: ознакомлении с окружающим, развитии речи, рисовании, лепки, конструировании, чтении художественной литературы, но и в ходе совместных со сверстниками и педагогом игр. Комплексный подход к воспитанию детей и развитию у них активной речи подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, психолога, специалистов ДОУ (музыкального работника и инструктора по физкультуре), педагогов, а так же важная роль отводится семье, в которой растёт ребёнок.

Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии.

Основной принцип сказотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе. Но метод сказотерапии может использовать в работе лишь тот педагог, который прошёл обучение и получил сертификат на право использования данной методики во время работы с детьми.

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:

- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

- Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

-  Выявление и поддержка творческих способностей.

-  Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

- Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Используя метод сказотерапии, в ходе образовательной деятельности по речевому развитию, могут осуществляться основные виды деятельности детей раннего и более старшего возраста.

- Слушание и запоминание сказок.

- Придумывание своей сказки (индивидуальное совместно  с педагогом) для детей раннего возраста и (групповое), для детей, более старшего возраста.

- Рисование сказок (для детей, более старшего возраста).

- Разыгрывание сказок (театрализованная деятельность) для детей раннего возраста.

- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

Семейное чтение сказок.

Когда мы даём родителям рекомендации, как правильно читать ребёнку сказки, мы говорим о том, что они не должны стремится прочитывать малышу, сразу несколько произведений, а должны сделать так, что бы между концом предыдущей сказки и началом следующей обязательно присутствовал перерыв.

Читая детям сказки в группе, мы педагоги прививаем им интерес к сказкам и воспитываем желание слушать их с раннего возраста. Заинтересовавшийся прослушиванием сказок в детском саду ребёнок переносит свой интерес в семью, и не смотря на наличие интересных игрушек и дисков с мультфильмами, сам просит родителей и других членов семьи почитать ему любимую сказку.

В раннем возрасте малыш ещё не осознаёт (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух.  Чтение вслух необходимо  для развития у малыша эмоциональности, образного мышления, речи и совершенствования в родном языке,  А самому ребёнку необходимо не только слышать текст любимой сказки, но более важно для него присутствие рядом родного человека, а не телевизора с мультфильмом. Присутствие рядом родного человека, а в идеале всей семьи, собирающейся вечером в одной комнате для совместного чтения и прослушивания сказок, рождает в ребёнке уже с раннего возраста уверенность в себе и своей семье, свою защищенность, внутреннее спокойствие и гармонию с окружающим его миром.

Таким образом, сказку можно слушать, смотреть, читать, в сказку можно играть, на сказках можно учиться и со временем получать от них большой жизненный опыт, помогающий взрослеть ребёнку с самого раннего возраста. И только тогда, вырастая, ребёнок с уверенностью может сказать: «Мой дом – моя крепость».

 

Список литературы:

1. Афанасьев А.Н. "Народные русские сказки" - Ростов -на-Дону, 1996.

2. Аникин В.П. "Русская народная сказка" М; Художественная литература 1984.

3. Леонова Т.Г. "Русская литературная сказка 19 века в её отношении к народной сказке" Издательство Томского университета 1982.

4. Овчинникова Л.В. "Специфика жанра литературной сказки" М; Просвещение, 2001.

5. Смирнова М.А. " Волшебные мотивы в литературной сказке" Детская литература 1977.

6. Чернявская И.С. " Некоторые особенности современной литературной сказки" / Проблемы детской литературы / номер 13, 1979.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN