Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Фитбол как часть оздоровительной гимнастики

Дата публикации: 2024-03-18 09:11:02
Статью разместил(а):
Маричева Кристина Сергеевна

Фитбол как часть оздоровительной гимнастики

Fitball as a part of wellness gymnastics

 

Автор: Маричева Кристина Сергеевна

МБДОУ № 77 "Родничок", НСП "Лучик", г. Калуга, Россия

E-mail: csergeenkova@yandex.ru

Maricheva Kristina Sergeevna

Kindergarten № 77 "Rodnichok", "Luchik", Kaluga, Russia

E-mail: csergeenkova@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрена технология, применяемая в оздоровительной гимнастике - фитбол. Возможности ее применения, диапазон упражнений, которые под  умелым руководством профессионала являются мощным комплексным средством и методом воздействия, как в оздоровительном, так и в духовном направлении развития личности ребёнка.

Annotation: The article discusses the technology used in recreational gymnastics - fitball. The possibilities of its application, the range of exercises, which, under the skillful guidance of a professional, are a powerful comprehensive tool and method of influence, both in the health and spiritual direction of the development of the child’s personality.

Ключевые слова: фитбол,оздоровительная гимнастика.

Keywords: fitball, recreational gymnastics.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Физическое воспитание и развитие в образовательных учреждениях предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья обучающихся, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, а так же способствует формированию моральных качеств и волевых черт личности. Для решения этих задач педагоги применяют разнообразные средства и способы.

В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности человека. В этой связи появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди большого количества людей.

Одной из технологий применяемой в оздоровительной гимнастике является технология фитбола. Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством профессионала они являются мощным комплексным средством и методом воздействия, как в оздоровительном, так и в духовном направлении развития личности человека.

Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Актуальность использования фитбола, как части оздоровительной гимнастики состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям таких специалистов, как Т.С, Овчинникова, А.А. Потапчук, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз, причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.

Необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами или фитболами, высокая активность которых была высоко оценена на протяжении многих лет работы.

1. История и особенности фитбол-гимнастики.

На практике фитболы используются за рубежом уже около 70-ти лет, в нашей стране немногим более восьми. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году  авторами:  кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была успешно апробирована в течение пяти лет.  В этой программе  авторы описали  физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и  методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с детьми [7, с. 56-57].

Как отмечает Н.И. Бочарова, в культуре любого народа мяч использовался с древнейших времен в качестве развлечений, однако родоначальницей игр с мячом является Англия. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине [1, с. 28-29].

Мячи большого диаметра – фитболы – появились сравнительно недавно. Для лечебных целей они стали использоваться с середины 50-х годов. В 1955 году врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах, применила фитбол на занятиях с больными детским церебральным параличом. В 1980 году была опубликована ее работа «Гимнастика с мячами для функциональной кинетики».

С 1989 года американский врач-физиотерапевт Джоан Познер-Майер стала использовать фитболы для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата [1, с. 31-33].

В различных странах оздоровительные программы по использованию гимнастических мячей большого диаметра отличаются не только названиями (Swiss-Ball, Resist-a-Ball, Bodyball, Fit-Ball), но и методиками. Фитбол охватывает все возможные аспекты использования мячей в соответствии с принятой во всем мире системой оздоровительных тренировок.

Первый международный семинар по фитбол-тренировкам состоялся в Италии в январе 1996 года, на нем было представлено 9 стран. Летом 1996 года в Италии проводилась 1-я Международная конференция по фитбол-тренировкам, в которой участвовало 13 государств Европы и Азии. На конференции была утверждена международная программа «Fitball – International», согласно которой страны-участницы организуют совместные международные семинары, кэмпы, обмениваются опытом и методическими материалами [1, с. 38-40].

Учебно-оздоровительный центр «Фитбол» (Москва) первым в России начал проводить оздоровительные тренировки с использованием специальных гимнастических мячей. Первый образовательный семинар для инструкторов нового направления фитбол-аэробики состоялся в сентябре 1995 года. На сегодняшний день центр «Фитбол» является членом Международной программы «Fitball-International».

Большие гимнастические мячи изготавливаются из специального высокопрочного материала - ледрапластика. Этот материал используется с 1963 года. Даже в случае механического повреждения фитбола при сидящем на нем человеке весом более 150 кг, мяч будет медленно сдуваться, что сводит практически на нет все проблемы, связанные с техникой безопасности. Несомненно, что фитболы в ближайшее время распространятся повсеместно и будут использоваться в спорте, педагогике и медицине, формировании, сохранении и укреплении здоровья как детей, так и взрослых.

Ж.К. Холодов отмечает, что гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике, медицине. Именно специализированный мяч притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребенка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта. Фитбол – мячи большого диаметра появились сравнительно недавно [9, с. 66-68].

Использование дома или в образовательном учреждении надувных мячей (фитболов) позволит увеличить двигательную активность детей в течение дня. Дети могут производить различные действия с мячами: метать вдаль, прокатывать, подбрасывать и отбивать, выполнять гимнастические упражнения в положении «сидя» и «лежа» на мяче, упражнять мышцы рук и ног, проводить самомассаж.

Самая приятная особенность детского фитбола в том, что тренировки можно проводить в любом возрасте. Занятия с ребенком на гимнастическом мяче помогают «распрямить ножки», тренируют вестибулярный аппарат, а также служат отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы. Комплекс упражнений на фитболе для детей улучшает подвижность, гибкость суставов и кровообращение всех органов. Идет положительное воздействие на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма [9, с. 70-73].

Просто балансируя, сидя на гимнастическом мяче и удерживая равновесие, включаются в работу скрытые резервы организма: развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные. А еще мяч фитбол (круглый или мяч с рожками, за которые можно держаться) повышает тонус центральной нервной системы и вызывает массу положительных эмоций [9, с. 74].

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики  как предмет, снаряд или опора. В составлении системы работы по фитбол-гимнастике, можно использовать различные программы в соответствии с участниками оздоровительной гимнастики.

2. Основные подходы, идеи и принципы использования фитбола как части оздоровительной гимнастики.

Процесс реабилитации учащихся с нарушениями опорно-двигательным аппаратом требует много времени и усилий. Основной эффект создается за счет систематичности занятий и комплексного воздействия.

Правильная посадка на  фитболе, как выделяет Т.В. Левченко, предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, - при этом происходит наиболее экономная работа мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности, - главным условиям сохранения правильной осанки. «Криво» сидеть на мяче невозможно, так как теряется равновесие и баланс, что неизбежно приведет к падению, поскольку, как говорилось выше, для сохранения устойчивости необходимо совпадение центра тяжести тела занимающегося с центром мяча. Поэтому одна лишь правильная посадка на  фитболе  способствует формированию сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Недаром в Скандинавии, которая известна своей изобретательностью в мебельном дизайне, целые деловые учреждения и школы оборудованы  фитболами  вместо стульев [5, с. 5-7].

Упражнения на  фитболе  могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна. Условия выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на полужесткой устойчивой опоре, так как упражнения выполняются в постоянной балансировке и при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в симметричном положении. В связи с этим упражнения лежа на мяче на спине и лежа на мяче на животе решают задачу создания мышечного корсета, превосходно укрепляя мышцы спины и брюшного пресса [5, с. 9-12].

И.С. Дамскер отмечает, что на занятиях  фитбол-гимнастикой  необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:

· подбирать мяч каждому ребенку надо по росту;

· перед занятием с мячом следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч;

· надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользкую обувь;

· начинать с простых упражнений и облегченных, исходных положений, постепенно переходя к более сложным;

· ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт;

· избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины;

· при выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхания;

· при выполнении на мяче упражнения, лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию;

· физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастом;

· следует следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами;

· упражнения на  фитболах  могут проводиться в течение целого занятия, равно как и использоваться как часть занятия;

· на каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения;

· упругие свойства мяча можно использовать в качестве сопротивления для развития силы, кроме того вес  фитбола  равен 1 кг, что позволяет применять  фитбол  в качестве отягощения, однако упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание;

· каждое упражнение повторять 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 повторений. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц в разных исходных положениях. В основной части занятия 5 минут целесообразно использовать для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В конце занятия дать игры и упражнения для восстановления дыхания и расслабления [2, с. 33-35].

Сегодня занятия с фитболом условно подразделяются на фитбол-гимнастику и фитбол-аэробику. Эти подразделения зачастую используется в образовательных программах, как подготовительная часть занятий. Оригинальный спортивный инвентарь вносит разнообразие в часть занятий и обеспечивает пояс верхних конечностей дополнительной нагрузкой. Благодаря широким возможностям «фитбола», количества возможных элементов и упражнений, становится возможным создавать уникальные интерпретации упражнений для развития личных двигательных умений и навыков, совершенствования координации, формирования чувства внутренней раскрепощённой. Кроме того, фитбол не регламентирует использование и другого спортивного инвентаря. Зачастую помимо него в упражнениях могут использоваться эспандеры, амортизаторы, штанги и бодибар, а также различного рода утяжелители. Это позволяет проработать конкретные группы мышц еще лучше, позволяет видоизменить тренировку или учебное занятие, обеспечить индивидуальный подход для подготовленных детей за счет подбора массы снаряда или вида дополнительного оборудования, сформировать навыки выполнения атлетических упражнений, упростить подачу материала в учебном процессе. Огромное влияние уделяется развитию основных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость. Переходя к работе с детьми, необходимо учитывать определенного рода специфику в силу неоконченного развития организма.

Гимнастические упражнения сидя на мяче используются для разных групп мышц и имеют свою классификацию по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног и тазовой области, упражнения на дыхание и расслабление (упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса, спины, мышц ног), а также комплексные упражнения (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп).

Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

Основной целью, как отмечает Т.С. Овчинникова, включения фитбол-гимнастики в физическое воспитание школьников – повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы  и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Основными направлениями фитбол-гимнастики являются:

· профилактика и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.);

· развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия и др.);

· развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, доступа, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения хореографии) [6, с. 88-90].

Основные задачи фитбол - гимнастики в школьном возрасте отвечают всем заложенным параметрам, которые необходимо соблюдать при работе с детьми (табл. 1).

Таблица 1. Задачи фитбол-гимнастики.

№  п/п

Задача

Особенности

1

Оздоровительная

Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей.

Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности.

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Совершенствование эмоциональной сферы.

2

Образовательная

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ученик усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познает собственное тело и его многочисленные возможности.

Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

3

Воспитательная

Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм, их влияние на укрепление здоровья человека.

Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.

Способствовать развитию самоконтроля и самооценки

Большое количество и разнообразие упражнений на фитболах требует их упорядочения и, следовательно, классификации, что, в свою очередь, позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения в программах.

Как свидетельствует практика, оздоровительный эффект занятий на фитболе схож с иппотерапией - лечением верховой ездой, что и отличает данный вид гимнастики от других лечебно-реабилитационных занятий адаптивной физической культуры.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Основные преимущества использования фитбол-гимнастики, заключаются в том, что нагрузку получает большинство групп мышц, круглая форма мяча позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой, а благодаря его неустойчивости для удержания равновесия мышцы постоянно находятся в напряжении.

Работа с детьми по фитбол-гимнастике строится на основе принципов доступности, постепенности, повторности и системности и может проводиться в течение всего занятия или только в одной из частей занятия.

Двигательный тренинг по фитболу напоминает классическое занятие по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, которую выделял в своих работах Т.А. Кудра.

Первая часть – вводная. В ней решаются задачи развития всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.

Вторая – основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений, направленных: на укрепление мышц плечевого пояса и рук, брюшного пресса, мышц спины, тазового дна, увеличения подвижности позвоночника и суставов; игры с фитболом («пятнашки сидя», «гонки с выбыванием», «перекати поле».

Третья – заключительная часть – включает подвижную игру, релаксацию, расслабление [4, с. 36-40].

Занятия с мячами в сочетании со сказкой, музыкой развивают творческие способности детей, раскрывают природный потенциал, формируют положительные эмоционально-волевые качества: настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость. Дети получают положительные эмоции от занятий с фитболами, добиваются успехов в овладении упражнениями, в укреплении своего здоровья [6, с. 11-12].

Фитболы позволяют разнообразить воспитательно-образовательный процесс, коррекционную и развивающую работу в образовательном учреждении. Физические упражнения, как важнейшее средство физического воспитания, должны использоваться в самых разнообразных формах проведения занятий. Форма занятий существенно влияет на их содержание. Будучи единой с содержанием, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное использование одних и тех же стандартных форм занятий задерживает совершенствование физической подготовки детей. Различные формы проведения занятий с введением новых современных методик с использованием нового оборудования, под музыку, с индивидуальным подходом - важнейшее условие работы с детьми.

3. Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм дошкольника.

Оздоровительное воздействие фитбол - гимнастики, ее эффективность влияния на организм школьника исходя из исследований М.А. Руновой, включает:

· профилактику функциональных нарушений со стороны многих органов и систем;

· профилактику мышечной недостаточности;

· укрепление мышц брюшного пресса;

· укрепление мышц спины и таза;

· укрепление мышц рук и плечевого пояса;

· совершенствование координации движений;

· развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;

· формирование осанки;

· увеличение гибкости и подвижности суставов;

· укрепление мышц ног и свода стопы;

· профилактику развития плоскостопия [8, с. 66-67].

Мониторинг физического состояния ребенка позволяет оценить эффективность общеукрепляющего воздействия  фитбол - гимнастики на организм ребенка в целом.

Для этого необходимо тесное сотрудничество воспитателя по физо, медсестры и воспитателя. Составляя индивидуальные диаграммы можно иметь на руках наглядное представление об изменении состояния здоровья учеников.

Со здоровыми людьми занятия проводятся фронтальным методом (в общей группе) по одной методике, но организовываются в зависимости от внешних условий – количества занимающихся, вместительности спортивного зала или, если занятия проводятся на открытом воздухе, с тем условием, что бы педагог был виден каждому. Такие занятия могут организовываться в колонну (по два, по три и т.д.), в шеренгу (по два, по три и т.д.), в кругу [8, с. 69-73].

Смена исходного положения во время выполнения упражнений позволяет регулировать объем нагрузки в большую или меньшую сторону. Выполнение упражнений в положении «лежа (на спине, на животе, на боку)» или «сидя», требуют значительно меньших усилий, чем аналогичные упражнения в положении «лежа грудь на фитболе», «лежа спина на фитболе», «лежа боком на фитболе» или «сидя на фитболе». Поэтому классификация упражнений по исходным положениям значительно облегчает составление программ для лиц с различной функционально-физической подготовленностью или больных, на различных этапах физической реабилитации восстановления трудоспособности.

Упражнения, выполняемые на фитболах, имеют различную направленность по признаку преимущественного воздействия, т.е. для воспитания силы, гибкости, для релаксации, для коррекции осанки, для координации движений, дыхательные упражнения.

Такая классификация способствует созданию условий гармонического построения комплекса упражнений с максимально возможным эффектом воздействия на организм занимающихся с учетом индивидуального состояния здоровья и физической подготовленности.

Упражнения на фитболах можно выполнять без предметов и с использованием предметов (мячом, медицинболом, гантелями, утяжелителями и т.д.). Классификация по признаку использования предметов способствует регулированию объема нагрузки в большую или в меньшую сторону (без предметов выполнять упражнения значительно легче, чем с предметами), воспитанию различных физических качеств (выполнение упражнений с гантелями, утяжелителями способствуют увеличению силы; выполнение упражнений с мячом, гимнастической палкой – координации движений и т.д.).

Выполнение упражнений с фитболом не ограничивается развитием силы. Применение мяча в гимнастике может носить различную направленность. При выполнении упражнений, на те участки тела, где происходит контакт с фитболом, производится массажный эффект. Этот эффект усиливается при использовании специального «пупырчатого» мяча. При выполнении перекатов в положении «лежа спина (живот, боком) на фитболе», пупырышки надавливают на поверхность кожи, разминают мышцы под воздействием тяжести тела, вызывая тем самым приток крови к массируемому участку [8, с. 79-85].

Для того, чтобы усложнить гимнастическое упражнение и тем самым увеличить объем нагрузки на требуемые мышечные группы, необходимо изменить исходное положение, уменьшив площадь опоры. Для этого можно использовать различный инвентарь, в том числе и фитбол. Например, при выполнении упражнения «поочередное поднимание прямых ног в положении «лежа на спине», динамически укрепляются мышцы бедра и брюшного пресса. Если уменьшить опору, лечь спиной на фитбол и поднимая ногу сохранять туловище прямым, в этом случае оказывается статическое воздействие на мышцы туловища и опорной ноги, не участвующие в поднимании другой ноги. Таким образом, использование фитбола, как опору, позволяет включить в выполнение упражнения большее количество мышечных групп, тем самым, улучшая координацию движений.

Используя фитбол как предмет, т.е. выполняя его подбрасывание и перебрасывание с последующей ловлей, можно тем самым развивать не только координацию движений, но и зрительную координацию (движения, для выполнения которых необходима точная работа зрительного анализатора), тактильное чувство (ощущения поверхностью кожи), проприорецептивное чувство (мышечно-суставное) и т.д. Подбрасывания и ловлю фитбола можно выполнять из любых исходных положений, с ударами об стену, о пол, с хлопками в ладоши, приседаниями и т.п.

Использование фитбола, как препятствия, позволяет воспитывать у занимающихся ловкость - перекатываясь, перелезая, перепрыгивая (вперед, назад, в стороны) через мячи разной высоты. Эти упражнения позволяют улучшить двигательные возможности за счет искусственного моделирования условий внешней среды. Такие упражнения хорошо давать в эстафетах и играх при составлении программ спортивных праздников.

При отсутствии инвентаря, создающего сопротивление (гантели, утяжелители, медицинболы и т.д.) для укрепления мышц можно использовать фитбол как отягощение или как амортизатор. Как отягощение мяч используют при поднимании, зажав его предварительно руками или ногами. Сопротивление фитбола, возникшее после его накачивания, позволяет использовать его как амортизатор. Для этого его сжимают с максимальным усилием, предварительно зажав между сегментами конечностей [8, с. 88-91].

Таким образом, педагоги могут использовать всевозможные варианты применения фитбола в различных целях при работе с общей группой или индивидуально.

Важным условием успешного физического воспитания является диагностическая работа. В физическом воспитании детей школьного возраста тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками.

Формирование правильной осанки –  это сложный процесс. Работа по использованию фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы; развиваются физические качества ребёнка, повышается работоспособность, понижается утомляемость; улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Фитбол–гимнастика является инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребёнка.

Обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

· происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;

· совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;

· развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

· улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

В работе необходимо помнить, что у нынешних детей имеет место задержка развития двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно–мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний – всё это снижает физическое развитие и соматическое здоровье ребёнка. Фитболы имеют ярко выраженный лечебный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, усиливают кровообращение, обмен веществ. Фитбол – гимнастика применяется также для лечения заболеваний органов дыхания. Возникающие при колебаниях мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функции головного мозга.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением  в физическом воспитании и оздоровлении детей в школе, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития  ребенка.

 

Список литературы:

1. Бочарова Н.И. Физическая культура ребенка. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 176 с.

2. Дамскер И.С. Оценка эффективности занятий лечебной физической культурой. – М., 1986. – 65 с.

3. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с.

4. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни. – М., 2011. – 120 с.

5. Левченко Т.В. Рекомендации по оздоровительной гимнастике на мячах. – М: Аконит, 1995. – 18 с.

6. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с детьми. – СПб.: КАРО, 2016. – 136 с.

7. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: РЕЧЬ, 2014. – 176 с.

8. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 96 с.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 480 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN