Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Учимся размышлять - учимся действовать! Развитие у дошкольников предпосылок функциональной грамотности

Дата публикации: 2024-03-24 22:38:55
Статью разместил(а):
Коркина Светлана Васильевна

Учимся размышлять - учимся действовать! Развитие у дошкольников предпосылок функциональной грамотности

Learning to think - learning to act! Development of prerequisites for functional literacy in preschoolers

 

Авторы:

Кипрушенкова Галина Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: d-s87krasnosel@yandex.ru

Kiprushenkova Galina Nikolaevna

Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia

E-mail: d-s87krasnosel@yandex.ru

Шиловская Ольга Сергеевна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: cuntabra@mail.ru

Shilovskaya Olga Sergeevna

Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia

E-mail: cuntabra@mail.ru

Коркина Светлана Васильевна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: svetlana9kor@mail.ru

Korkina Svetlana Vasilievna

Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia

E-mail: svetlana9kor@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен опыт по развитию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста (3-7 лет). Описывается система функционирования образовательного кластера детских садов, особенности организации и проведения образовательной деятельности в различных возрастных группах на примере развития предпосылок математической грамотности.

Annotation: The article presents the experience in developing the prerequisites for functional literacy in preschool children (3-7 years old). The system of functioning of the educational cluster of kindergartens, features of the organization and conduct of educational activities in various age groups are described using the example of the development of prerequisites for mathematical literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, дошкольная педагогика.

Key words: functional literacy, mathematical literacy, preschool pedagogy.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одной из стратегических целей Российской Федерации является вхождение государства в число десяти ведущих стран мира по качеству образования. В дошкольных образовательных учреждениях качество образования определяется соблюдением ряда требований к условиям организации, к организации образовательного процесса, к содержанию образования на всех возрастных этапах. Согласно ФОП ДО, одними из ключевых задач являются «обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, а также достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования».

Аналогично построены задачи ФГОС ДО «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». Оба документа декларируют о том, что выпускник детского сада это ребенок инициативный, стремящийся к познанию, умеющий действовать в различных ситуациях, на основе собственного и уникального опыта. Таким образом актуальным направлением в системе дошкольного образования становится работа по развитию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Понятие функциональная грамотность трактуется как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В дошкольных образовательных учреждениях проходит начальный этап формирования функциональной грамотности -развитие предпосылок к освоению способов решения различных задач, на основе собственного опыта.

В Красносельском районе Санкт-Петербурга дошкольные образовательные учреждения объединились в инициативный сетевой проект «Развитие предпосылок функциональной грамотности у дошкольников 3-7 лет». В состав участников вошли детские сады № 87, 88, 38, 56, 76, 675, 12 и др. Каждое учреждение является инновационной площадкой ООО «Просвещение-СОЮЗ» - группы компаний «Просвещение» по теме «Разработка и реализация вариативных моделей, обеспечивающих возможности формирования предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности детей 3-7 лет». Целью проекта является создание условий «для овладения детьми 3-7 лет предпосылками функциональной грамотности (математическая, естественнонаучная и читательская (речевая) составляющая), как основы успешного обучения в школе».

На дошкольном уровне формирование предпосылок функциональной грамотности проходит по 3 направлениям (рис.1).

1458 01

Рисунок 1 –  Направления функциональной грамотности в ДОУ.

 

Каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свое приоритетное направление. Рабочая группа педагогов ГБДОУ детский сад № 87 определила своим ведущим направлением развитие предпосылок математической грамотности. В настоящий момент 4 группы детского сада (подготовительная к школе, старшая и 2 среднего дошкольного возраста) участвуют в проекте и разрабатывают индивидуальную систему работы с использованием вариативных образовательных практик.

С целью наиболее эффективного решения задач по развитию предпосылок функциональной грамотности необходимо провести деятельность детей через различные виды активности, наполнить развивающую предметно-пространственную среду игровыми материалами и проинформировать родителей.

Основными линиями, по которым проходит работа с детьми по развитию предпосылок функциональной (математической) грамотности являются (таб.1):

1. Оснащение образовательного пространства группы дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками;

2. Включение игрового содержания в образовательную деятельность занимательного типа совместно с педагогом;

3. Создание условий для получения персонального опыта в игровых ситуациях в процессе самостоятельной деятельности детей;

4. Привлечение родителей воспитанников и их педагогическое просвещение в вопросах развития предпосылок функциональной грамотности.

Таблица 1

Линии работы

Содержание

Оснащение образовательного пространства группы дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками 

Изготовленные игровые пособия должны содержать: методические рекомендации по использованию, описание игры, вопросы и комментарии к ситуациям, используемым в игре, элементы усложнения игры и расширения её вариативности

Включение игрового содержания в образовательную деятельность занимательного типа совместно с педагогом 

Педагогу в своей работе с детьми дошкольного возраста необходимо определить, как в традиционные занятия по математике, развитию речи, окружающему миру, опытно-экспериментальной деятельности и т.д. включить элементы формирования функциональной математической грамотности. Слово «занятие» понимается как условное обозначение заинтересованной и увлекательной деятельности детей и взрослых. По сути это специально моделируемые в соответствии с программными задачами образовательные ситуации на основе математических рассуждений, с использованием математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений

Создание условий для получения персонального опыта в игровых ситуациях в процессе самостоятельной деятельности детей 

Педагог поддерживает ребенка в его стремлении заняться самостоятельной инициативной деятельностью. Расширяет свои представления и представления родителей об особенностях, возможностях и развивающем потенциале разных видов детской деятельности

Привлечение родителей воспитанников и их педагогическое просвещение в вопросах развития предпосылок функциональной грамотности 

В рамках родительского просвещения по вопросам развития предпосылок функциональной математической грамотности дошкольников могут быть использованы традиционные и нетрадиционные формы: родительское собрание «Роль семьи в формировании предпосылок функциональной грамотности», лекция, устный журнал, круглый стол, совместный детско-родительский проект.

Посредством совместной работы с родителями педагог создает условия для непрерывного применения ребенком полученных знаний в различных сферах деятельности, не только специально организованных, но и спонтанных (домашних условиях)

Для реализации задач и содержания проекта по развитию предпосылок функциональной математической грамотности педагоги используют такие эффективные педагогические практики и приемы как:

- игровые проблемно-практические ситуации (ситуации, инициирующие детей на практическую деятельность и мотивирующие их на познавательную активность и совместное сотрудничество: «Как перейти через лужу», «Почему для покупок мама выбрала разные по размеру корзинки?», «Как помочь строителям?» «Как мышкам достать сыр» и др.);

- дидактические игры (подразумевают многовариативные задания открытого типа; игровые задания на работу в парах и малых группах; задания на само- и взаимооценку: «Новогодние хлопоты: как Виталик украшал елку», «Бусы для роли Лисы Алисы», «Закончи ряд», «Заказ товаров на дом» и др.);

- коммуникативные игры (с элементами математики: «Мост дружбы» «Тропинка добра» зависит от того, какое геометрическое тело для игры выберут дети, «Объясни и передай», «Покажи без слов» и др.);

- игры-эксперименты (формирование представлений через практическое самостоятельное познание: поиск ответов на вопрос: «Что будет если…?»);

- визуализированные задания для индивидуальной работы (рабочие листы);

- измерительные практики (измерение как источник информации и компонент исследования: измеряем длину детской кровати и свой рост, используя веревку, шнур как инструмент для измерения);  

- числовой фриз (импровизированный коллаж, посвященный отдельной цифре: суть данной практики - формирование представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира);

- получение «волшебного предмета» с заданиями;

Дошкольное образование не предполагает прямого обучения математике школьного типа. Наши педагоги стараются находить те моменты проявления математики в жизни дошкольников, которые могут быть для них увлекательны; обращают внимание на те аспекты жизни, в которых математика, действительно, раскроет перед ребенком свою универсальность, свою красоту, свою полезность и применимость. (таб.2) 

Таблица 2. 

Тема проекта

Содержание

«Бумажная сказка» 

Формирование интереса к искусству оригами, развитие конструктивных умений: изготовление из бумаги элементов атрибутики, персонажей по придуманным историям и детским литературным произведениям 

«Как я живу?» 

Определение количества членов семьи, возраста родных, числа комнат, этажа, на котором живешь; документирование  

«Наши дни рождения» 

Составление календаря дней рождения: определение последовательности времени года, месяца, числа  

«Математика в фотографии» 

Нахождение проявления числа, геометрической формы, геометрических тел в окружающем мире и представить его в виде фотопроекта или фотоальбома

«Мы измеряем наш детский сад/нашу группу»

Измерение с помощью измерительных инструментов «собственного изобретения», таких как пядь, локоть, стопа, шаги, разные предметы; документирование  

 1458 04

Рисунок 4 –  Процесс составления числового фриза.

 

Педагогам ДОУ необходимо придерживаться ряда профессиональных «лайфхаков»:

1. Всегда поддерживать познавательную инициативу и интерес детей в проектной, исследовательской и образовательной деятельности, опираясь на опыт российских и зарубежных ученых;

2. Интегрировать задачи всех направлений функциональной грамотности в деятельность детей во всех режимных моментах;

3. К каждому занимательному виду деятельности подбирать игры, задачки для ума, упражнения и ситуации, способствующие развитию мышления, речи, внимания и памяти;

4. Самостоятельно создавать образовательные ситуации, направленные на развитие предпосылок функциональной грамотности, исходя из интересов, увлечений детей и тематических событий группы;

5. Наполнить развивающую предметно-пространственную среду группы для побуждения воспитанников к действиям в различных культурных практиках: исследование, экспериментирование, изобразительное и художественное искусство, наблюдение и проч.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития предпосылок функциональной грамотности. У детей создается прочная основа для формирования предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности, которая станет реперной точкой для приобретения и усвоения сложных знаний, учебных дисциплин, саморегуляции, ответственности и инициативы будущего школьника.

Таким образом, планомерная, систематическая, а главное интересная для детей работа педагогов детского сада позволяет получить стабильные результаты индивидуального развития воспитанников ДОУ и развить предпосылки функциональной грамотности.

 

Список литературы:

1. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021.                 

2. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ [Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова и др.]; под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - Москва: Вентана-Граф, 2018. - 286 с.: ил.; 20 см. - (Российский учебник) (Успешный педагог XXI века).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN