Развитие ловкости у дошкольников на занятиях по физической культуре
Развитие ловкости у дошкольников на занятиях по физической культуре
The development of dexterity in preschoolers in physical education classes
Автор: Семенова Елена Михайловна
ГБДОУ "Детский сад 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Lenys1970@mail.ru
Semenova Elena Mikhailovna
Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia
E-mail: Lenys1970@mail.ru
Аннотация: В статье описываются разнообразные методические приёмы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости.
Abstract: The article describes a variety of methodological techniques that enhance the manifestations of motor coordination and dexterity.
Ключевые слова: развитие ловкости, физическая культура, дошкольники.
Keywords: dexterity development, physical education, preschoolers.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности людей, именно поэтому знания, умения и правильная организация физической культуры должна закладываться в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, общие физические качества, двигательная активность и другие важные компоненты, необходимые для всестороннего развития личности.
Одно из важнейших психофизических качеств ребенка, которое берет свое начало на ступени дошкольного образования, является ловкость. Ловкость отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями. Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных играх. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, в другом - с хорошим чувством равновесия.
В своей работе на занятиях по физической культуре использую разнообразные методические приёмы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости:
1. Применение необычных исходных положений (бег из исходного положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя боком), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать, присесть, стать на колени и т.п.).
2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотами, с хлопками над головой или перед собой.
4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры которые, содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Проведение общеразвивающих упражнений с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях.
5. Выполнение упражнений несколькими детьми: парами, тройками, четверками, подгруппой детей или всей группой. Например, вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; тройками, держась за один большой обруч, поднимать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длинную веревку, прыгать по кругу, приседать, наклоняться и т.п.
6. Более сложные сочетания основных движений и других упражнений. Например, бег змейкой, обегая пирамидки, кегли, перепрыгивая на ходу препятствие, доставая в прыжке до подвешенного предмета; ходьбу по гимнастической скамейке с раскладыванием предметов, с перешагиванием через предметы, разложенные на скамейке, пролезанием в обруч, поворотом на середине скамейки.
7. Усложнение условий в подвижных играх, играх-аттракционах, играх-эстафетах. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» два водящих, один из которых выдергивает ленточки только у девочек, другой — только у мальчиков; в игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя перед тем как ловить, должен пролезать под дугой.
Для развития ловкости полезны упражнения с мячами, которые совершенствуют навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с мячами.
На одном занятии использую небольшое количество упражнений для развития ловкости, в каждом занятии, в разных его частях, например, на одном занятии во вводной части, на другом — в основной части, а на третьем — в подвижной игре.
Литература:
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1981. - 96 с.