Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-02-05 08:57:51
Статью разместил(а):
Хоменко Марина Сергеевна

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

The use of constructive origami techniques in the speech development of preschool children

 

Автор: Хоменко Марина Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова, СПДО детский сад «Зоренька», с. Московское, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, Россия.

E-mail: yndina.marina@yandex.ru

Khomenko Marina Sergeevna

Middle School named by A.P. Kyshtymova, Kindergarten "Zorenka", Moskovskoe, Ust-Abakansky district, Republic of Khakasia, Russia.

E-mail: yndina.marina@yandex.ru

Аннотация: Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы: как реализовать поставленные задачи в игровой форме, какие инструменты для этого использовать, как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий. Используя такой доступный вид техники как оригами, осуществляется смена видов деятельности и решаются различные коррекционные задачи.

Abstract: The relevance of the choice of such a constructive technique as origami for the development of the child's speech is due to the needs and interests of preschool children. In the process of correctional and developmental activities there was a need to answer the questions: how to implement the tasks in a playful way, what tools to use for this, how to motivate children and adequately encourage at the end of classes. Using such an available type of technique as origami, a change of activities and various corrective tasks are solved.

 

Ключевые слова: дети, речь, оригами, дошкольного, образования.

Keywords: children, speech, origami, preschool, education.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. У таких детей нарушаются все компоненты речевой функциональной системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического и фонетического строя речи.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика. 

Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На деле такое взаимодействие существует. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.д.). Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Хорошо известно, что формирование правильной речи тесно связано с дыханием. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять интенсивностью выдоха. Необходимо также развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть в широкую улыбку ...). Речь образуется во время выдоха.

Специальные дыхательные упражнения развивают фонетическое дыхание, особенно удлинённый, сильный выдох. И вот тут на помощь «приходят» игрушки - оригами. Координировать воздушную струю помогают сделанные детьми простые лёгкие фигурки. Их можно подвесить на ниточку и слегка на них дуть, растягивая рот и сжимая губы. Управлять силой выдоха можно учиться при изготовлении надувных игрушек.

В процессе конструктивной деятельности решаются и воспитательные задачи. У детей формируются моральные качества личности, навыки общения и трудовой деятельности в коллективе, воспитываются нравственные чувства.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание

Целенаправленная работа по данному разделу увеличивает объём знаний и представлений об окружающем их мире, что приводит к обогащению и активизации словаря детей. Речь у детей становится более связанной, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками. Изготовленные детьми игрушки применяются не только в играх на дыхание, в играх на артикуляционную гимнастику, но и на занятиях по лексико-грамматическому строю речи, грамоте и т.д. Одновременно изменяется отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Повышается культура речи.

 

Список литературы:

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю., Оригами: «Волшебный квадрат», издательский дом «Литература», 2003

2. Боготеева З. А., «Чудесные поделки из бумаги», 1999

3. Волкова Л. С., Шаховской С. Н. Логопедия. – М., 1998

4. Матвеева О. В., Панжина Е. Н., Научно-методический журнал для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» - г. Чебоксары, № 2, 2013.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN