Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников

Дата публикации: 2019-03-05 17:15:04
Статью разместил(а):
Балина Ирина Николаевна

Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников

Search and research senior preschool children

Автор: Балина Ирина Николаевна

МБДОУ "Детский сад № 3 "Одуванчик", г. Демидов, Смоленская область, Россия.

e-mail: Balina.irina69@yandex.ru 

Balina Irina Nikolaevna

Kindergarten № 3 "Oduvanchik", Demidov, Smolensk region, Russia.

e-mail: Balina.irina69@yandex.ru

 

Аннотация: Ведущая педагогическая идея инновационного опыта заключается в совершенствовании поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования для развития познавательного интереса, формирования творческой активности воспитанников. Данная методическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов деятельности, взаимодействующих между собой как единое целое.

Abstract: The leading pedagogical idea of innovative experience is to improve the search and research activities of children of preschool age in the process of children's experimentation for the development of cognitive interest, the formation of pupils’ creative activity. This methodical system is a set of interrelated and interdependent components of activity, interacting with each other as a whole.

 

Ключевые слова: инновационный опыт, поисково-исследовательская деятельность, детское экспериментирование, творческая активность.

Keywords: innovative experience, search and research activity, children's experimentation, creative activity.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников»

Автор Балина Ирина Николаевна

МБДОУ "Детский сад № 3 "Одуванчик", г. Демидов, Смоленской  области

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе, затронутой в данной статье, не вызывает сомнений, что подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В связи с этим в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными являются лишь те методы и формы, которые развивают у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, что подтверждается направленностью работы автора статьи Балиной И.Н. Таким методом и является экспериментирование. Описанные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста способствуют саморазвитию и самореализации ребёнка, развитию исследовательской активности и инициативы.

Структура метода экспериментирования, описанного в рецензируемой статье, соответствует требованиям Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с соблюдением Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Рекомендациями рецензента является систематизация накопленного практического опыт в единую систему. Наиболее целесообразно объединить сообщаемые знания об объектах в блоки. Блок может включать в себя различные виды организованной и самостоятельной деятельности дошкольников, таких, как: наблюдение, беседа, занятия, экспериментирование, экскурсии, прогулки, игры-эксперименты. Также рекомендуется оформление статьи в соответствии с ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам и ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Даная статья может быть рекомендована к публикации, практическое применение может быть найдено в становлении и развитии познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования.

Рецензент кандидат наук, доцент, Doctor of Philosophy, Методист БУПО "Няганский технологический колледж" Ольга Львовна Тычина

 

Актуальность инновационного педагогического опыта определена сложившимися противоречиями:

Между огромным исследовательским потенциалом старших дошкольников и  их интеллектуальной пассивностью, неготовностью в своих исследованиях дойти до логического конца, сделать выводы и умозаключения, а так же  запомнить их, и использовать полученный опыт в дальнейшем.

Между теоретико-методологическим характером имеющихся рекомендаций и потребностью дошкольной образовательной организации в конкретных технологиях развития познавательного интереса, творческой активности и самостоятельности у старших дошкольников.

Причины, побудившие к изменению педагогической практики.

Сложившиеся противоречия.

Недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного  подхода к познанию окружающей действительности. 

Некомпетентность родителей в вопросах реализации потенциальных возможностей ребенка, приобщения их к поисковой и творческой деятельности. 

Развитие новых инновационных технологий.

Недостаточное использование активных и интерактивных форм работы с детьми.

Актуальность данной проблемы,  выделенные противоречия и причины, побудившие к изменению педагогической практики, определяют выбор темы моего опыта «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе  детского экспериментирования».  

Цель: способствовать освоению поисково-исследовательской деятельности посредством детского экспериментирования для развития познавательного интереса, формирования творческой активности дошкольников.

Для себя я обозначила следующие задачи деятельности: 

Повысить свой личностно-инновационный потенциал посредством ознакомления со специальной литературой.

Создать условия для осуществления комплексного подхода к организации  работы по активизации аналитической и рефлексивной деятельности воспитанников, развитию их познавательного интереса  и творческой активности.

 Разработать конспекты мероприятий, позволяющие осуществлять деятельностный подход с применением активных методов обучения.

Составить систему работы  по организации познавательно – исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования.

Разработать  комплексно-тематическое планирование по обозначенной проблеме.

Подобрать диагностические методики для определения эффективности работы по развитию познавательного интереса, активности дошкольников средствами детского экспериментирования.
Развивать познавательный интерес, расширять кругозор, поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность у воспитанников в процессе детского экспериментирования. 

Сформировать интерес к проблеме у родителей воспитанников.

Корректировать изменения методической системы и её развитие под влиянием внешних и внутренних факторов. 

Концепция изменений:

Формирование деятельностной основы образовательного процесса, способствующей объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Освоение детьми поисково-исследовательской деятельности в процессе  детского экспериментирования. 

Активизация аналитической и рефлексивной деятельности воспитанников, развитие их исследовательских и проектировочных умений, познавательных интересов и творческой активности, выявление детской одаренности.

Сущность инновационного педагогического опыта.

В целях реализации Концепции разработан методический и дидактический инструментарий, предназначенный для формирования деятельностной основы образовательного процесса, способствующий освоению детьми поисково-исследовательской деятельности в процессе  детского экспериментирования, развитию познавательного интереса, формированию творческой активности дошкольников.

В основе теоретической базы моей  методической системы лежат исследования Н.Н. Поддьякова. В качестве основного вида поисковой деятельности детей он выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Новизна инновационного опыта состоит в формировании деятельностной основы образовательного процесса, способствующей объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

В систему моей работы входят такие инновационные технологии, как:

Технологии активных методов обучения, основанные на коллективной деятельности в группе.

Реализация детских  исследовательских проектов по привлекательной для детей теме.

Создание ситуаций «повышенной сложности» в образовательном процессе.

Создание групп сотрудничества.

Коллекционирование разнообразных объектов, создавая мини-музеи определенной направленности (ветра, камней, шляп и т.д.).

Экспериментирование.

Проблемно-игровые технологии.

Знаково-символические средства.

«Погружение» детей в процесс познания посредством разнообразных дидактических средств.

Использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы (дистанционные конкурсы для детей и родителей, презентации и другое).

Для решения вопросов освоения детьми поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования:

Подобран и изучен материал по данной проблеме.

Обогащена предметно-развивающая среда группы для поисково-исследовательской деятельности (материалы доступны  и открыты) для свободного экспериментирования.

Разработаны конспекты мероприятий, тематических дней, позволяющие осуществлять деятельностный подход с применением активных методов обучения (АМО).

Разработаны авторские АМО («Улыбка», «Три П», «Разноцветный ключик»).

Разработано  комплексно-тематическое планирование по обозначенной проблеме с учетом интеграции в разные виды деятельности и возраста детей.

Осуществлена подборка дидактических игр, направленных на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности воспитанников, развитие их исследовательских и проектировочных умений, познавательных интересов и творческой активности.

Составлена картотека различных пособий, упражнений, мультимедиа и наглядного материала по данной проблеме, создана электронная  накопительная тематическая папка.

Подготовлен материал для диагностики поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Разработаны детско-родительские проекты, нацеленные на развитие творческой активности детей и родителей, на формирование интереса родителей к данной проблеме.

Формы организации работы с детьми: исследовательская, познавательно-продуктивная, проектная деятельности, сюжетно-ролевые, сюжетно-познавательные  игры, экскурсии и др.

Методы и приемы работы с детьми, используемые в инновационном педагогическом опыте: творческие задания, проблемные ситуации,  ТРИЗовские методы (фантастических гипотез, прием моделирования окружающего мира с помощью «маленьких человечков», прием эмпатии, «бином фантазии»), задачи-шутки, дидактические игры.

Формы, методы и приемы работы с родителями и социумом, используемые в инновационном педагогическом опыте: консультирование, анкетирование, беседы, совместные с детьми развлечения, викторины, конкурсы, заочные семейные олимпиады, семейные проекты, выставки. 

Условия реализации изменений.

Условия, необходимые для полного освоения детьми старшего дошкольного возраста поисково-исследовательской деятельности процессе детского экспериментирования:

Целенаправленная работа компетентного воспитателя, владеющего специальными технологиями обучения детей.

Учёт возрастных физиологических и индивидуальных особенностей дошкольников.

Обеспечение психологического комфорта детей при организации поисково-исследовательской деятельности, учет эмоционального опыта ребенка. 

Внедрение инновационных технологий в организованную поисково-исследовательскую деятельность.

Создание предметно-развивающей среды, новых методических пособий, презентаций, мультимедиа фильмов.

Комплексное и системное использование методов и приёмов построенных на основе интеграции. 

Широкое включение  детских экспериментов в повседневную жизнь детей, как в детском саду, так и дома.

Организация индивидуальной работы с детьми.

Стимулирование творческой, познавательной активности детей.

Проведение бесед-консультаций с родителями и изготовление папок-передвижек, информационных стендов по развитию поисково-исследовательской, творческой активности ребенка, его творческих способностей, познавательного интереса.

Привлечение родителей к участию в проектах, творческих конкурсах, интеллектуальных играх.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Постоянное профессиональное самосовершенствование педагога, расширение профессиональных знаний и умений путём посещения семинаров, фестивалей, а также участие в конкурсах.

Результат, полученный в ходе реализации ИПО.

Показатели эффективности работы с детьми по данной проблеме:

Развитие познавательного интереса.

Развитие творческой активности.

Развитие исследовательской активности (любознательность).

Расширение кругозора.

Умение анализировать, рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Методы отслеживания результативности:

беседы, тестовые задания, диагностические игры, наблюдение. Выявление степени устойчивости интересов ребенка в процессе экспериментирования применяла методику «Маленький исследователь» Л.Н.Прохорова, познавательной активности – методику «Древо желаний» В.С. Юркевича, диагностическое задание «Да-нет».

В течение учебного года от стартовой до итоговой диагностики прослеживается рост доли детей в % с высоким уровнем развития:

познавательный интерес повысился на 22%, творческая активность на 37%, исследовательская активность  на 42 %,  кругозор на 17%; рефлексия на 24%.

Вывод: показатели по диагностическим срезам заметно улучшились в результате применения инновационных педагогических технологий, улучшились показатели и по результатам освоения Основной образовательной программы дошкольного образования.

На развитие инновационного педагогического опыта сказывается влияние внешних и внутренних факторов. Поэтому для его корректировки ежегодно провожу анализ своей деятельности.

 

Список литературы: 

1. ФГОС дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования. и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155.

2.  Бачурина В. «Развивающие игры для дошкольников», М.,2006.

3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста -  М.- Линка - Пресс, 2007.

4. Психология детской одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А.Панько, -  М.: Линка -Пресс, 2009.

5. Шуть Н.Н. Волшебные ключи игромастера – М.: Обруч, 2013. 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN