Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Коммуникативно-ориентированное обучение дошкольников английскому языку

Дата публикации: 2019-10-06 20:34:09
Статью разместил(а):
Северина Елена Сергеевна

Коммуникативно-ориентированное обучение дошкольников английскому языку

Communicatively-oriented teaching of English to preschoolers

 

Автор: Северина Елена Сергеевна

МБОУ ЦО № 35, г. Тула, Россия.

e-mail: lena_severina@bk.ru

Severina Elena Sergeevna

Municipal budgetary educational institution Education Center No. 35, Tula, Russia.

e-mail: lena_severina@bk.ru

 

Аннотация: Использование коммуникативно-ориентированной деятельности при обучении дошкольников английскому языку позволяет выявлять задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в детском саду, а так же определить результативность проделанной работы, создать у детей дошкольного возраста устойчивую мотивацию к учебе в целом и к иностранному языку в частности.

Abstract: The use of communicative-oriented activities in teaching English to preschoolers helps to identify the inclinations and inclinations, initial knowledge and skills of children acquired in kindergarten, as well as to determine the effectiveness of the work done, to create a stable motivation for preschool children to study in general and to foreign language in particular.

Ключевые слова: языковая компетенция, коммуникативная компетенция, игровая форма обучения.

Keywords: language competence, communicative competence, game form of learning.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно-ориентированным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.

Новизнапедагогического опыта работы по технологии коммуникативно-ориентированного обучения определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением дошкольниками системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями формируются потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в современном мире на основе осознания важности изучения иностранного языка как средства общения и познания.

Актуальность данной темы определяется тем, что коммуникативно-ориентированная деятельность в обучении детей  является ведущей как в процессе непосредственной  образовательной деятельности, а также в процессе рисования, физкультурных упражнений,танцев, дидактических игр сиспользованием иностранного языка. Взаимодействие с собеседником,звучащим текстом, предметами, картинками вызывает интерес, побуждаетк ответной реакции.

На раннем этапе обучения иностранному языку происходит формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенций. Это стимулирует познавательную  мотивацию детей и формирует положительное отношение к изучаемому языку и иноязычной культуре.

Я исхожу из того, что содержание обучения детей иностранному языку должно строиться с обязательным учетом следующих компонентов:

  • Социокультурный компонент.
  • Межкультурный компонент (сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации общения, языковой и речевой материал).
  • Коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.

Отбор содержания обучения осуществляется с учетом возраста и коммуникативно-познавательных интересов дошкольников. На первый план выдвигаются такие критерии, как  аутентичность, занимательность, красочность, реальность, достоверность, интеркультурная ориентированность.

В реализации коммуникативно-ориентированного обучения применяются следующие принципы:

  • Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные («табели – солнышки»).
  • Формировать у детей положительный образ педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка.
  • Лимитировать речь учителя на русском языке.
  • Системно вводить лексику: Первое занятие – не больше 4 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
  • Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
  • Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
  • Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
  • Развивать быстроту реакции на команды и вопросы педагога.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа все темы занятий подобраны таким образом, что они совпадают с интересами детей данных возрастных групп, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам.

Используя игровую форму обучения, я стараюсь любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмовки.

В процессе обучения детей английскому языку мною используются следующие основные методы:коммуникативный, наглядный.

Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка,  начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Коммуникативно-ориентированное направление также подразумевает использование следующих приемов обучения:

  • Работа над произношением (пальчиковая гимнастика, рифмовки, физкультминутки).
  • Работа с игрушкой.
  • Работа с картинкой (описание картинки).
  • Дидактические игры (подвижные, спокойные).
  • Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
  • Воспроизведение ситуативных диалогов.

Подготовленная и реализуемая мною программа базируется на принципах коммуникативно-ориентированного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Каждое занятие имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем  проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке, либо пальчиковая гимнастика. В основной части занятия  - в дидактической игре дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия  ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и CD-диски с записями стихов и песен на английском языке.

В реализации коммуникативно-ориентированного обучения очень помогает  использование упражнений на мелкую моторику. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Очень важно научиться управлять каждым пальцем. Это необходимо, чтобы в равной степени работали разные центры головного мозга, расположенные близко друг к другу. Таким образом, благодаря пальчиковым играм, направленным на контроль за каждым пальцем, можно учить счет или систематизировать необходимый лексический материал.

Также не стоит забывать о роли физкультминуток в коммуникативно-ориентированном обучении. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую дошкольникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между педагогом и детьми.

Использование физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность дошкольников, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного материала, создаёт атмосферу, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не только детей, но и педагога.

Соответственно актуальная проблема быстрой утомляемости в коммуникативно-ориентированном обучении детей английскому языку решается очень просто. Применение естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая занятие в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным применять природное средство общего развития ребенка – наблюдение. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что по мере усвоения программы, в процессе диагностирования (мониторинга) произносительных,  лексических и грамматических навыков (в пределах  изученных тем), элементарных коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности (аудировании и говорении),  отмечаются уровни их сформированности. Это позволяет выявлять задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в детском саду, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей коммуникативно-ориентированной деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к учебе в целом и к иностранному языку в частности.

 

Список литература:

  1. Ильхамова И. Н. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку / И. Н. Ильхамова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 416-418.
  2. Е.И. Пассов. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре» Просвещение, Москва 1993.
  3. Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.
  4. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.
  5. Детский сад: теория и практика № 8/2012. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN