Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Технология ТРИЗ, как основа развития творческого мышления

Дата публикации: 2019-11-17 16:15:11
Статью разместил(а):
Антипова Юлия Владимировна

Технология ТРИЗ как основа развития творческого мышления

The TIPS- technology as development of creative thinking

 

Авторы:

Антипова Юлия Владимировна

ГБОУ "СОШ № 2" с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: donenko-sn@mail.ru

Antipova Julia Vladimirovna

School № 2, Privolzh'ye, Samara Region, Russia.

e-mail: donenko-sn@mail.ru

Сухопрудская Лариса Ивановна 

ГБОУ "СОШ № 2" с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru 

Sukhoprudskaya Larisa Ivanovna

School № 2, Privolzh'ye, Samara Region, Russia.

e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье обсуждается ТРИЗ-технология как основа развития творческих способностей учащихся. Авторы приводят методы и приемы, которые помогают развивать творческое мышление.

Abstract: The TIPS-technology in developing of creative skills of the pupils - is discussed in this article. Authors gives methods and techniques, which help development creative thinking.

Ключевые слова: ТРИЗ, творческое мышление, способности, начальная школа.

Keywords: TIPS-technology, creative thinking, skills, primary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году в сельских школах создается база центров образования цифрового и гуманитарного профилей Точка Роста. С 1 сентября 2019 г. в нашем ОУ начал свою работу центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

ТРИЗ, как эффективная педагогическая технология, для развития творческих и изобретательских способностей, является методологической основой данных центров. 

Сегодня инструменты ТРИЗ используются в разных областях: не только в инженерии, но и в бизнесе, и в политике. И конечно же, с их помощью можно развивать творческого и изобретательское мышление у обучающихся.

Классическая структура ТРИЗ, которая рассматривается на большинстве сайтов и в литературе, выглядит так:

• законы решения технических систем;

• алгоритмы решения изобретательских задач;

• методы творческого развития личности и коллектива,

Рассмотрим ключевые понятия ТРИЗ.

Первое понятие — «противоречия».

Альтшуллер анализировал, как было сделано то или иное изобретение. Изобретений огромное количество, а вот противоречий, лежащих в их основе, значительно меньше. Порядка полутора тысяч. Альтшуллер утверждал, что в основе любой задачи лежит противоречие, которое необходимо решить.

Противоречие — это когда задача должна выполняться, но не может. Когда улучшение одной характеристики системы влечет ухудшение другой. Например, у самолёта должно быть маленькое крыло, чтобы не создавать сопротивление и не уменьшать скорость. И одновременно у него должно быть большое крыло, чтобы оторвать самолёт от земли. Или другой пример: при аварии бензин не должен гореть, но в двигателе автомобиля тот же бензин гореть обязан.

«Должен гореть - не должен гореть», ерунда какая-то. Действительно, по закону противоречия в формальной логике невозможно, чтобы бензин одновременно и одноместно горел и не горел. Но если эти ограничения снять, то ситуация становится возможной: в двигателе бензин горит, а в бензобаке при аварии не горит. Такое возможно, например, если бензобак поделен на ячейки: в одних ячейках находится бензин, а в других - гасящая горящий бензин жидкость.

Иллюстрацией этого положения является Тянитолкай из сказки Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Если желания его голов совладают - противоречия нет, если не совладают - конфликт неизбежен.

Второе понятие ТРИЗа - «идеальный конечный результат» (ИКР) до сих если задача трудная, мы заглядываем в решебник. И подгоняем свой ответ под него. Плохо то, что образовательного эффекта меньше всего. В с другой стороны задача-то решена. А нельзя ли этот прием использовать в жизни, когда есть задачи и нет правильных ответов?

Генрих Саулович нашел такой способ. В 50-е годы он предложил до решения задачи сформулировать самый желанный ответ (пусть даже и невыполнимый) и назвал его ИКР — идеальный конечный результат.

Для того, чтобы задача решалась, нужен ориентир — ИКР. Это ситуация, когда системы нет, нет никаких затрат, но функция выполняется идеально. ИКР — это наше стремление к идеалу, когда мы минимизируем количество элементов системы, при этом улучшая результат. В этом и заключается наше эффективное решение.

Опыт показал, что требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к идеальности. Действительно, диковато: только-только понял задачу, ещё не знаешь не только ответа, но и как к ней подступиться, а тут сразу предлагают формулировать решение! И не простое, а наилучшее.

Между тем, ИКР отражает основной закон развития техники (и не только техники) — закон повышения степени идеальности. Иначе говоря, закон повышения степени удовлетворения потребностей человека.

Давайте потренируемся в формулировке ИКР. Например, придумаем идеальный результат для школы. «Дети сами себя обучают». Системы «школа» нет, а дети обучены всему, что необходимо. Есть ли уже такое? Конечно! Многочисленные онлайн-курсы, образовательные каналы приближают нас к ИКР.

А что, если сформулировать такой ИКР: «системы «такси» нет, а пассажиры доставлены». Здесь можно выйти на решение известного сервиса: водители добираются из пункта А в пункт В и берут на свободные места желающих пассажиров за обозначенную стоимость. При этом отсутствуют диспетчеры, стоянка для такси, для водителей это не основная работа, то есть необязательные элементы отсутствуют.

Решения должны быть простыми, однако простой результат — не всегда легкодостижимый. Самая большая работа — как раз-таки разработка, казалось бы, простого результата. ТРИЗ даёт механизмы и приёмы того, как разрабатывать простые, но качественные результаты.

Приёмов для решения задач и разрешения противоречий в классической ТРИЗ всего 40. Приёмы сами по себе не являются готовыми решениями: они тропинка, по которой изобретатель идёт к лучшему решению. Перечислим некоторые из этих приемов.

Приём дробления. «Если объект не проходит через препятствие, разбери его и пронеси через препятствие. Нельзя разобрать объект — разбери препятствие». Мы применяем его постоянно. Большой шкаф не пролезает через дверь — мы разбираем его. Специфический пример: танк не помешается в военное училище — сперва заносим танк, а потом возводятся стены.

Понятный всем педагогам пример — классная доска. Сперва это были большие полотна, на которых рисовали. Потом вместо того, чтобы переворачивать доску каждый раз, её разделили на части. Затем сделали части подвижными - получилась доска с боковыми «крыльями», добавилась площадь, стало значительно удобнее. Однако и это неокончательное решение: флипчар-ты ещё более эффективны.

Приём вынесения. В нём от объекта необходимо отделить мешающую часть, свойство. Или наоборот - выделить единственно нужную часть или свойство. Например, нужно отпугивать птиц для предотвращения их столкновения с самолетами. Решение — воспроизведение криков перепуганных птиц. В примере птичий крик «вынесен» от птиц.

Приём универсальности. Здесь объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах. (Например, мобильный телефон с полной комплектацией органайзера)

А в приёме «матрешка» один объект размещён внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д. (ПАУЗА)

Приёмы ТРИЗ — это мыслительный инструментарий изобретателей и рационализаторов. Если ваши обучающиеся, если вы сами будете владеть этими методами, возможности для изобретений колоссально расширятся.  Вы будете генерировать взвешенные, качественные, сильные решения.

ТРИЗ учит креативности, учит решать открытые творческие жизненные задачи, у которых нет четкого условия, которые могут решаться разными способами и иметь различные результаты.

ТРИЗ меняет мышление: человек не просто видит проблему, а может перевести её в задачу. А значит, он встаёт в активную позицию решателя.   

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN