Методы и приемы формирования читательской грамотности учащихся основной школы
Методы и приемы формирования читательской грамотности учащихся основной школы
Methods and techniques for the formation of reading literacy of primary school students
Автор: Куцая Жанна Николаевна
МОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия
e-mail: zhnkuz@yandex.ru
Kutsaya Zhanna Nikolaevna
Secondary School № 33, Volgograd, Russia
e-mail: zhnkuz@yandex.ru
Аннотация: В данной статье автор пишет о методах и приемах формирования читательской грамотности учащихся основной школы.
Abstract: in this article, the author writes about the methods and techniques of forming the reading literacy of primary school students.
Ключевые слова: читательская грамотность, школьники.
Keywords: reader literacy, primary school studentss.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Почему необходима новая концепция формирования читательской грамотности? Произошло изменение целей образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать её для создания новых знаний и технологий. Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации (охват интернетом: в 1997 г – 1,7% населения мира, в 2014 г – 40,4%, в 2018 г ‒ 53%).
Основные подходы к формированию и оценке читательской грамотности Уделено особое внимание развитию способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных жизненных ситуациях, в т. ч. в нестандартных расширен спектр оцениваемых умений: добавлены умения, связанные с осмыслением и оценкой информации (критически оценивать качество и достоверность информации, обнаруживать противоречия), применением полученной информации при решении широкого круга задач. Сделаны акценты на чтении составных текстов: это позволяет оценить умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из нескольких отличающихся источников. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К.Д. Ушинский – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
ОСНОВНЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ:
1. Находить и извлекать информацию.
2. Интегрировать и интерпретировать информацию.
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
4. Использовать информацию из текста.
Обратимся к письменным текстам. Тексты – связные тексты, где язык используется в графической символике – рукописные, печатные, электронные. Термин «письменные тексты» не относится к аудиозаписям, фильмам и мультфильмам, радио и телевизионным передачам или рисункам без слов. Письменный текст может включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы и комиксы со словесными подписями. Рукописные тексты включены в это определение лишь для полноты описания: они практически не отличаются от печатных текстов по структуре и требуют тех же читательских навыков и стратегий. С другой стороны, электронные тексты отличаются от печатных во многих отношениях. Здесь иные физиологические условия чтения, иной объём текста, доступный читателю в каждый момент чтения, иные связи между частями текста и разными текстами (гипертекстовые связи) и, как правило, иной способ включения читателя в занятие чтением. От читателя электронных текстов, стремящегося выполнить и завершить любую читательскую задачу, требуется самостоятельность в прокладывании собственного пути через тексты (Г.А. Цукерман. Оценка читательской грамотности. Материалы для обсуждения. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы pisa-2009., РАО, Отдел оценки качества образования. – Москва, 2010).
С учётом современного социального запроса расширен спектр оцениваемых умений, связанных с читательской грамотностью - умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста, умение критически оценивать качество и достоверность содержащейся в тексте информации, умение обнаруживать и устранять противоречия, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.
В конце XX века при оценивании акцент делался на способности понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты.
В начале XXI века при оценивании акцент делается на поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса.
Сформулированы критерии отбора текстов для чтения, основной спецификой которых является постановка в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Значительно увеличен объем составных текстов как основы для оценивания читательской грамотности. Это позволяет оценить такие действия, как интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Уточнена и расширена тематика текстов с учётом современной информационной среды и потребностей социума, что позволит оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися требованиями.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста:
- Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
- Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.
- Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.
Итак, если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.