Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проектная деятельность школьников на уроках технологии

Дата публикации: 2023-07-31 15:23:54
Статью разместил(а):
Исмаилов Реван Камалутдинович

Проектная деятельность школьников на уроках технологии

Project activity of students in technology lessons

 

Автор: Исмаилов Реван Камалутдинович

МКОУ «Хучнинская СОШ № 2», Табасаранский район, Республика Дагестан, Россия

E-mail: revan.ismailov.1971@bk.ru

Ismailov Revan Kamalutdinovich

Khuchninskaya Secondary School No. 2, Tabasaran District, Republic of Dagestan, Russia

E-mail: revan.ismailov.1971@bk.ru

 

Аннотация: Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитии учащихся и их самореализации в деятельности.

Abstract: The project method is a flexible model of the organization of the educational process focused on the development of students and their self-realization in activities.

Ключевые слова: проектно-исследовательская технология, метод проектов, развития инициативы, творческих способностей школьников.

Keywords: Design and research technology, project method, initiative development, creative abilities of students.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Потребность в обучении проектированию существует на всех уровнях образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности учащихся, это отражено и в требованиях Государственного образовательного стандарта. Способность проектировать – это один из параметров нового качества образования.

Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу лучше, быстрее, экономичнее.

Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в тоже время понимать роль и значение групповой работы. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Работа над групповым проектом дает каждому учащемуся возможность проявить себя с наиболее сильной стороны, способствует развитию умения продуктивно взаимодействовать с любым партнером, учит сотрудничеству.

Использование метода проектов способствует решению этой проблемы.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов», обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Метод проектов наиболее приемлем для вовлечения обучающихся в этот процесс. Он, как ни какой другой, позволяет активно участвовать в учебном процессе всем учащимся, независимо от способностей и подготовленности. Один из самых больных вопросов современной школы – это снижение интереса к изучаемым предметам, падение престижа оценки и, соответственно, падение уровня познавательной активности. Метод проектов в основе своей предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Он позволяет вовлечь в активную работу учащихся разного уровня интеллектуального развития и подготовленности.

В методе проектов педагогов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.

Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод проектов традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала.

С самого начала учащиеся усваивают алгоритм проектирования. При создание проекта с помощью кейс технологий: ученик сам будет находить пути решения к поставленной проблеме в кейс методе, выбирать тему проекта, разрабатывать требования к будущему изделию – дизайн, спецификации, а также технологии его изготовления с составлением технологической карты, с использованием программ 3D компас выполнять моделирование и конструирование, научатся испытывать готовое изделие, а также выполнять, презентацию на защиту проекта.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить работу любой степени сложности.

Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос «как делать?». Широкое использование проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников.

У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством  метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда.

 

Список литературы:

  1. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология // Предметные недели в школе. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина. - «Учитель», 2008 – 155 с.
  2. Марченко А.В. Технология 5-11 класс // Программно- методические материалы. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2007 – 203 с.
  3. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности // С.И. Мелехина. - Школа и производство, 2006 – №1, 80 с.
  4. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология // Проектная деятельность учащихся. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко. - «Учитель», 2008 – 203 с.
  5. Павлова М., Пит Дж. Проектный подход в обучении технологии (из опыта английской школы). - Школа и производство, 2003 – №2, 80с.
  6. Папилова М.П. Декоративная скатерть в технике художественной росписи по ткани. - Школа и производство, 2006 – №2, 80 с.
  7. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. - М.: «5 за знания», 2006 – 203с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN