Проектная деятельность школьников на уроках технологии
Проектная деятельность школьников на уроках технологии
Project activity of students in technology lessons
Автор: Исмаилов Реван Камалутдинович
МКОУ «Хучнинская СОШ № 2», Табасаранский район, Республика Дагестан, Россия
E-mail: revan.ismailov.1971@bk.ru
Ismailov Revan Kamalutdinovich
Khuchninskaya Secondary School No. 2, Tabasaran District, Republic of Dagestan, Russia
E-mail: revan.ismailov.1971@bk.ru
Аннотация: Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитии учащихся и их самореализации в деятельности.
Abstract: The project method is a flexible model of the organization of the educational process focused on the development of students and their self-realization in activities.
Ключевые слова: проектно-исследовательская технология, метод проектов, развития инициативы, творческих способностей школьников.
Keywords: Design and research technology, project method, initiative development, creative abilities of students.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Потребность в обучении проектированию существует на всех уровнях образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности учащихся, это отражено и в требованиях Государственного образовательного стандарта. Способность проектировать – это один из параметров нового качества образования.
Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу лучше, быстрее, экономичнее.
Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в тоже время понимать роль и значение групповой работы. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Работа над групповым проектом дает каждому учащемуся возможность проявить себя с наиболее сильной стороны, способствует развитию умения продуктивно взаимодействовать с любым партнером, учит сотрудничеству.
Использование метода проектов способствует решению этой проблемы.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов», обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Метод проектов наиболее приемлем для вовлечения обучающихся в этот процесс. Он, как ни какой другой, позволяет активно участвовать в учебном процессе всем учащимся, независимо от способностей и подготовленности. Один из самых больных вопросов современной школы – это снижение интереса к изучаемым предметам, падение престижа оценки и, соответственно, падение уровня познавательной активности. Метод проектов в основе своей предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Он позволяет вовлечь в активную работу учащихся разного уровня интеллектуального развития и подготовленности.
В методе проектов педагогов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.
Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод проектов традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала.
С самого начала учащиеся усваивают алгоритм проектирования. При создание проекта с помощью кейс технологий: ученик сам будет находить пути решения к поставленной проблеме в кейс методе, выбирать тему проекта, разрабатывать требования к будущему изделию – дизайн, спецификации, а также технологии его изготовления с составлением технологической карты, с использованием программ 3D компас выполнять моделирование и конструирование, научатся испытывать готовое изделие, а также выполнять, презентацию на защиту проекта.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить работу любой степени сложности.
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос «как делать?». Широкое использование проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников.
У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда.
Список литературы:
- Володина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология // Предметные недели в школе. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина. - «Учитель», 2008 – 155 с.
- Марченко А.В. Технология 5-11 класс // Программно- методические материалы. А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2007 – 203 с.
- Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности // С.И. Мелехина. - Школа и производство, 2006 – №1, 80 с.
- Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология // Проектная деятельность учащихся. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко. - «Учитель», 2008 – 203 с.
- Павлова М., Пит Дж. Проектный подход в обучении технологии (из опыта английской школы). - Школа и производство, 2003 – №2, 80с.
- Папилова М.П. Декоративная скатерть в технике художественной росписи по ткани. - Школа и производство, 2006 – №2, 80 с.
- Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. - М.: «5 за знания», 2006 – 203с.