Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Влияние музыки в процессе творческого развития современного школьника

Дата публикации: 2023-10-03 00:20:59
Статью разместил(а):
Пузына Надежда Владимировна

Влияние музыки в процессе творческого развития современного школьника

The influence of music in the process of creative development of a modern student

 

Автор: Пузына Надежда Владимировна

ГБОУ «Школа «Музыка», Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: nadpuzina@rambler.ru

Puzyna Nadezhda Vladimirovna

School «Music», Saint Petersburg, Russia.

e-mail: nadpuzina@rambler.ru

 

Аннотация: В статье автор пишет о роли музыки, как средстве эмоционально-образного познания школьником окружающей жизни и как факторе формирования его развивающейся личности. Раскрыто всестороннее влияние музыки на создание творческой атмосферы, направленной на формирование нравственных качеств школьника, его культуру поведения и раскрытие духовно-эстетического потенциала. Выявлены показатели и сформулированы уровни творческого освоения музыкальной деятельности современным школьником.

Abstract: In the article, the author writes about the role of music as a means of emotional and figurative cognition of the student's surrounding life and as a factor in the formation of his developing personality. The comprehensive influence of music on the creation of a creative atmosphere aimed at the formation of the moral qualities of the student, his culture of behavior and the disclosure of spiritual and aesthetic potential is revealed. The indicators are revealed and the levels of creative development of musical activity by a modern schoolchild are formulated.

Ключевые слова: современный школьник; музыкальная деятельность; творческое развитие; эмоционально-образное познание; духовный потенциал.

Keywords: modern schoolboy; musical activity; creative development; emotional-figurative cognition; spiritual potential.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека на протяжении всего его жизненного пути. Многие писатели, композиторы, педагоги и музыковеды, делают акцент на то, что работу по музыкально-этетическому воспитанию детей необходимо вести регулярно и систематически, что оно должно быть составной частью деятельности, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это основа, без которой музыкальная пропаганда в массах никогда не сможет принести полноценных результатов. Музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания и образования.

Музыкальное искусство – яркое, выразительное и значимое средство формирования творческой личности ребенка. Путь воздействия музыки на сознание самобытен – музыка обладает своим «языком», «речью». Музыка и связанная с нею деятельность вызывают у ребенка особую потребность, желание общаться с нею, и по мере возможности и «рассуждать» в ней (термин введен Д.Б. Кабалевским), лишь в условиях создания творческой атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего гармонического развития школьника.

Музыкальные занятия оказывают положительное влияние на общую культуру поведения ребенка. Произведения различных жанров настроения, разные виды деятельности и учебные задания способствуют динамичному развитию ребенка, воспитанию у него творческой инициативы. При выполнении детским коллективом игровых заданий каждый ребенок должен соблюдать определенные правила. Проявлять организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это способствует воспитанию культуры общения, поведения, создает условия для формирования и развития нравственных качеств личности ребенка. 

Основой теорией музыкального воспитания детей является огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления и переживания, испытанные в детском возрасте, отличаются глубиной и силой, они порой неизгладимы. Правильное использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений является важной задачей, которую стремятся реализовать педагоги в процессе воспитания детей. Они используются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Ребенок, приобщаясь к музыкальной культуре и усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне развивает и обогащает свою личность. 

Музыка также отражает страницы истории человечества. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. Музыка может носить информативный характер, что значительно повышает уровень знаний малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, глубокие эмоции, знакомит жизненными явлениями, рождает ассоциации. 

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как важная и неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, результатом которого является формирование общей культуры личности. Музыкальное воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше, чтобы приобщить его ко всему многообразию музыкальной культуры. 

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы личности ребенка, начинают проявляться его способности, идет активное психологическое и культурное развитие. Ребенок в этом возрасте открыт восприятию информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка широкие возможности творчества, позволяет избавиться от излишней стеснительности, открыть себя миру. Музыка не только помогает в развитии непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к переходу во взрослую жизнь, а также закладывает основы для дальнейшего развития его духовной культуры. 

В условиях современности особенно остро стал ощущаться разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей. Выход из кризиса многие педагоги и ученые видят в изменении самого человека, раскрытии и реализации его духовного потенциала. Необходима реализация идей эстетического воспитания, которая поможет решить важнейшую задачу развития творческих способностей подрастающего поколения, способного воспринимать и эмоционально переживать духовное наследие предыдущих поколений, создавать красоту и гармонию в окружающем мире. Эстетическое воспитание, в том числе и музыкальное, - значительная позитивная общественная сила, эффективное средство пробуждения и развития истинно человеческих качеств, лежащих в основе полноценной, развитой личности.

Показателями музыкальной деятельности школьников являются:

- готовность к восприятию музыкального объекта;

- эмоционально-личностный отклик;

- интерес к музыкальному произведению;

- творческая актуализация музыкальных умений;

- оценка и преобразование результата музыкальной деятельности.

При этом выделяются три уровня сформированности музыкальной деятельности школьников.

Музыкально-творческий уровень школьников характеризуется самостоятельным осознанием цели, проявлением глубокого музыкального интереса. Этот уровень отличается эмоциональной направленностью на восприятие музыки, самостоятельным использованием музыкальных умений, их качественным переносом и творческим применением в различных ситуациях. Это высший уровень развития активной творческой позиции школьника в музыкально-художественной деятельности.

Музыкально-поисковый уровень деятельности отличается готовностью к восприятию цели, поставленной учителем. Вместе с этим при активном использовании музыкальных умений обнаруживается неумение школьника охватить процесс в целом, поэтому требуется помощь и постоянная регуляция учителя в поисках необходимых способов.  На этом уровне поиск чаще обеспечивается инициативой со стороны других. Этот уровень музыкальной деятельности школьников в значительной степени обусловлен внешней стимуляцией. Критическая оценка результатов музыкальной деятельности эпизодична и в меньшей степени самостоятельна.

Музыкально-подражательный уровень деятельности характеризуется неглубоким осмыслением цели, ситуативным проявлением интереса к музыкальным произведениям, нейтральным отношением к их содержанию, недостаточным владением музыкальными умениями. Процесс исполнения носит подражательный характер, самостоятельных проявлений явно недостаточно.

Для выявления творческих возможностей школьников необходимо вовлекать их в непосредственный процесс музыкально-художественного творчества.

Использование музыкальной деятельности школьников усиливает их эстетическое воспитание, позволяет вскрывать значительные возможности для возрастания творческой активности детей в обучении и воспитании. Недооценка этих возможностей в процессе образования, невнимательное отношение к детскому музыкально-художественному творчеству чревато невосполнимыми утратами в формировании эмоционально-личностной и духовно-нравственной сферы развивающегося человека.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Выпуск 16. Психология. Л., 1959.

2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. - М., 2004.

3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: «Музыка», 1982.

4. Ушинский К.Д. Сочинения. Т.9. - М., 1950

5. Горшкова В.В. Феномен образования человека: избранные научные труды. - СПб: «Астерион», 2020.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN