Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Дата публикации: 2023-11-02 13:51:40
Статью разместил(а):
Орлова Светлана Геннадьевна

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Development of Functional Literacy in Mathematics Lessons

 

Автор: Орлова Светлана Геннадьевна  

 ГБОУ  “Школа №471”, Санкт-Петербург, Россия.

e-mal: orlovasg@471spb.ru

Orlova Svetlana Gennadevna

School № 471, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: orlovasg@471spb.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о значении функциональной грамотности в жизни молодых людей, в частности о формировании читательской и математической грамотности на уроках математики средней школы. Приводит пример приема технологии креативного мышления. В заключение статьи автор рассуждает о том, как достичь поставленной цели с помощью современных образовательных педагогических технологий.

Abstract: In this article, the author writes about the importance of functional literacy in the lives of young people, in particular, about the formation of reading and mathematical literacy in secondary school mathematics lessons. He gives an example of the technique of creative thinking. At the end of the article, the author discusses how to achieve this goal with the help of modern educational pedagogical technologies.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки математики.

Keywords: functional literacy, mathematics lessons.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

"Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять". Рене Декарт.

Образование - неотъемлемая и важ­ная сфера человеческой деятельности зрения политики государства. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, сле­довательно, и состояние экономики общества. Система образования формирует гражданина, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Международные сравнительные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям. В связи с этим, одной из задач для профессионального сообщества становится разработка национального инструментария и технологий, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.

То есть мы должны сформировать такие компетенции, как умение работать с информацией, умение работать с современными цифровыми технологиями. С тем, чтобы каждый учащийся в соответствии с изменениями в технологиях и в информационных ресурсах мог освоить любые новые области, причем освоить самостоятельно и перестроить в соответствии с требованиями времени свою профессиональную компетентность. О каких компетенциях идет речь?

1. Функциональная грамотность: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность.

2. Компетенции: критическое мышление / решение проблем. Креативность. Коммуникации. Сотрудничество

3. Качества личности: Любознательность. Инициативность. Настойчивость / выдержка. Адаптивность. Лидерство. Социальная и культурная осведомленность .

Цель обучения - воспитать независимо мыслящих людей, способных творить будущее.

Функционально грамотная личность: 

1) человек самостоятельный;

2) человек познающий;

3) человек, умеющий жить среди людей.

Функциональная грамотность. 

Читательская грамотность. Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

· определять главное и второстепенное в тексте задачи;

· сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;

· уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);

· составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;

· вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;

· развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;

· формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.

Математическая грамотность. В 7-м классе работа по овладению читательской грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

· развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;

· развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;

· формировать умение пространственного воображения;

· формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;

· формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;

· формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков:

· демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;

· уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;

· демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности следующим образом:

· демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;

· уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;

· уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся.

Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты.

Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:

• Создание той среды, которая позволяет личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
• Формирование саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.
• Развитие критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые послужат основанием к действию.
• Оценивание обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования.

Технология критического мышления.

Развитие человека происходит в тесной взаимосвязи когнитивного, социального и эмоционального мышления. Одной из составляющих такого развития является диалоговое обучение. Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возращение к «известной информации», прием «мозайка, инструкции, памятки», вопросы верно или не верно, прием «корзина идеи» для отработки навыка решения задач. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник.

Приём «Вопросы Блума».

Б. Блум установил, что между уровнями мышления и ответами на вопросы, которые мы задаем, существует прямая связь. Более того, сами вопросы образуют иерархию вполне соответствующую таксономии мышления:

Знание - Понимание - Применение - Анализ - Синтез - Оценка 

Вопросы на запоминание или вопросы формального уровня относятся к самому низкому уровню. Вопросы на оценку или суждения рассматриваются как высокий уровень мышления. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения.

Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности.

1. Вопросы на знания: Кто, что, назови, где, когда, перечисли.

Это самый низкий уровень вопросов, требующий механического вспоминания информации. Информация воспроизводится практически в том самом виде, в котором была получена. Ученику достаточно знать фрагменты материала для того, чтобы успешно ответить на вопрос. Такие вопросы чаще всего предусматривают один правильный ответ. И, как это не покажется странным, часто бывают наиболее трудными для слабых учащихся.

Используются для проверки знаний.

Не стимулируют развитие навыков критического мышления, способствуют тренировке памяти.

2. Вопросы на понимание: Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни. 

Задаются для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями. Ученик должен подумать, как они увязываются между собой, группируются, объединяются в категории. Эти вопросы являются ключевыми, поскольку они как никакие другие стимулируют мыслительную деятельность.

3. Вопросы на применение: Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

Требуют использования уже известной ученикам информации в новых условиях или ситуациях. Вопросы на применение дают возможность решать проблемы, исследовать их. Эти вопросы достаточно сложны, так как подразумевают нестандартные ответы и поиск решений.

4. Вопросы на анализ: Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните. 

Предусматривают разложение информации на составляющие. Анализ требует от ученика уметь определить причины, последствия, мотивы, уметь обобщать и приходить к умозаключениям.

5. Вопросы на синтез: составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте 

Связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления. Если вопросы на применение сводятся к решению проблем на основе имеющейся информации, то вопросы на синтез дают возможность использовать собственные знания и опыт для творческого решения проблемы. Вопросы на синтез могут иметь множество самых разных ответов.

6. Вопросы на оценку: оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное.

Задаются учащимся для того, чтобы они вынесли собственное суждение о хорошем и плохом или о справедливом и несправедливом. Для принятия решений и решения проблем необходимо мышление именно этого уровня. У вопросов на оценку не может быть одного правильного ответа.

Выходя за рамки вопросов формального уровня, преподаватели тем самым демонстрируют, что они ценят мысли учащихся. Учащиеся начинают сознавать, что изучение фактической информации – это лишь один из видов учения, а для того, чтобы знания стали ценными, их надо интегрировать, анализировать и использовать.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Педагогические технологии:

1. Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний.

2. Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

3. Технология проектной деятельности.

4. Обучение на основе «учебных ситуаций».

Формы и методы функциональной грамотности:

1. Групповая форма работы.

2. Игровая форма работы.

3. Творческая форма работы.

4. Дифференцированное обучение.

5. Элементы критического мышления.

6. Тестовые задания.

7. Применение ИКТ.

8. Онлайн задания, конкурсы, олимпиады.

9. Дистанционное обучение.

Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности учащихся:

1. Работа в группах, парах.

2. Ролевые игры и деловые.

3. Метод проектов.

Все новые педагогические технологии и методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

 

Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2020.

2. Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2014.

3. Виноградова Н. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN