Особенности подготовки обучающихся к экзамену по математике в 9 классе
Особенности подготовки обучающихся к экзамену по математике в 9 классе
Features of preparing students for the mathematics exam in 9th grade
Автор: Ануфриева Виталия Александровна
ГБОУ Школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: vitaliakab@mail.ru
Petrova Maria Ivanovna
School № 477, St.-Petersburg, Russia.
e-mail: vitaliakab@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как оцениваются работы экспертными комиссиями при сдаче экзаменов в 9 классе, а также описание подготовки к экзамену по математике.
Abstract: In this article, the author writes about how work is evaluated by expert commissions when taking exams in 9th grade, as well as a description of preparation for the mathematics exam.
Ключевые слова: экзамен, математика, педагогика, средняя школа.
Keywords: Exam, mathematics, pedagogy, high school.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Проблема подготовки обучающихся к экзаменам связана с противоречием. С одной стороны, для сдачи экзамена по математике на отметку «5» необходимо выполнение 2 части, в которой требуется полное решение задач. С другой стороны, в нормативно-правовых актах не расписано оформление подобных типов задач, поэтому баллы за выполнение заданий могут быть ниже из-за неполного оформления решений.
В связи с этим противоречием возникает ряд проблем в обучении детей математике. Далее я их укажу.
Во-первых, в образовательном процессе по ряду причин, у класса может меняться учитель математики. Педагог вправе объяснять материал так, как считает целесообразным, учитывая специфику выбранной методической базы и учебников. При этом оформление задач как по алгебре, так и по геометрии может отличаться от предыдущего учителя. В связи с этим у детей возникают трудности в обучении, они отвлекаются, заостряют внимание на том, как оформить работу, а не на ее содержание.
Во-вторых, 2 часть экзаменов по математике проверяет не компьютер, а учитель, поэтому здесь оформление играет важную роль, приходится учить детей расписывать решение досконально, с, по моему мнению, лишними данными и доказательствами, чтобы проверяющий эксперт не снизил баллы за неточность или отсутствие причинно-следственных связей в решении задач.
В-третьих, так как нет общего регламента записи полных решений по алгебре и геометрии, дети много времени тратят на оформление подробных решений одной задачи, вместо решения трех задач за это же время.
Последнее и немало важное то, что молодые специалисты, приходя в учебное заведение работать, сталкиваются с неуверенностью, неточностью, страхом сделать что-то не так. Регламент оформления работ помог бы избежать многих ошибок в обучении детей.
Существуют нормативно-правовые акты, связанные с оформлением работ обучающихся. Они находятся на сайтах школ.
В данном документе прописано – какие тетради должны быть, какого цвета ручка, основное внимание уделено оформлению тетрадей учеников начальных классов.
Так же есть документы, в которых расписаны критерии оценивания работ ОГЭ, они находятся на сайте Федерального Института педагогических измерений.
Существует документ, регламентирующий деятельность экспертных комиссий, которые проверяют 2 часть экзаменационной работы по математике. Все задания так или иначе сводятся к следующим критериям
- Обоснованно получен верный ответ – 2 балла.
- Решение доведено до конца, но допущена арифметическая ошибка, с её учётом дальнейшие шаги выполнены верно – 1 балл.
- Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше – 0 баллов.
Также для экспертов есть множество примеров оформления задач. Здесь скрывается еще одна проблема, но уже связанная с проверкой качества образования. Экспертам было бы намного проще оценивать работы, если будет стандартизированный шаблон выполнения заданий.
В связи с тем, что пока такого шаблона нет, я предлагаю создавать методическим объединениям математиков внутри школьный шаблон, который будет учитывать все аспекты оформления задач экзаменов по математике, а так же поможет ученикам лучше усваивать материал уроков.
Стоит расписать, какие конкретно задания включить в данный сборник шаблонов, а какие нет.
По-моему мнению, следует начать с тем 7 класса. Так как именно в этом классе начинается разделение курса математики на два предмета – Алгебра и Геометрия. Включить в сборник можно образцы оформления решения линейных и квадратных уравнений, систем уравнений, алгоритм построения графиков линейных и квадратичных функций, примеры решения задач через нахождение заданных переменных.
Затем раздать детям данные шаблоны для подготовки к экзаменам. Начать следует с самых простых задач, которые изучались девятиклассниками еще в 7 классе. Это линейные уравнения и функции. Затем перейти к другому виду уравнений (квадратным). Благодаря такому подходу, от простого к сложному, подготовка к экзаменам будет планомерной и эффективной.