Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

О методах реагирования педагога высшего учебного заведения на девиантное поведение курсантов

Дата публикации: 2023-10-05 19:26:15
Статью разместил(а):
Долихин Александр Александрович

О методах реагирования педагога высшего учебного заведения на девиантное поведение курсантов

On the methods of response of a teacher of a higher educational institution on deviant behavior of cadets

 

Автор: Долихин Александр Александрович

кандидат военных наук, доцент ФГБОУ ВО СПб университет ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: dolikhin@mail.ru

Dolikhin Alexander Alexandrovich  

Candidate of Military Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after. Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinicheva, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: dolikhin@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрена сущность и природа возникновения девиантного поведения у курсантов высшего учебного заведения. Приведены примеры негативно нагруженных оценочных проблем поведения педагога, которые потенциально могут породить ответную агрессию курсанта. Рассмотрены вероятные методы поведения педагога во взаимодействии с агрессивно настроенным курсантом. Приведен пример отличия жесткой формы коммуникативного поведения от агрессии.

Abstract: The article examines the essence and nature of the occurrence of deviant behavior among cadets of a higher educational institution. Examples of negatively loaded evaluative problems of teacher behavior are given, which could potentially give rise to retaliatory aggression of the cadet. Possible methods of behavior of a teacher in interaction with an aggressive student are considered. An example of the difference between a rigid form of communicative behavior and aggression is given. 

Ключевые слова: курсант, педагог, взаимоприемлемый итог, враждебное поведение, встречная агрессия.

Keywords: cadet, teacher, mutually acceptable outcome, hostile behavior, counter aggression.

Тематическая рубрика: Высшая школа.

 

В настоящее время педагог с агрессивным поведением курсантов сталкивается очень редко. Поэтому в его собственном опыте может не оказаться действенных методов защиты от психологического воздействия обучающегося, выведенного из состояния равновесия негативными обстоятельствами или самим педагогом.

Как правило, ответная агрессия появляется у курсанта в ответ на незаслуженные оценки, какие-то несправедливые обвинения и другие, очевидные конфликтогены, показываемые педагогом. Поэтому, прежде всего педагогу при общении с курсантом надлежит подумать о недопущении со своей стороны конфликтогенных коммуникативных поступков. Педагог обязан ясно понимать направление собственных острых замечаний: направленность на разрешение воспитательной проблемы или на то, чтобы унизить, обидеть, лишить курсанта права на выражение своей точки зрения (унижения его собственного достоинства).

Для иллюстрации всего сказанного можно привести некоторые примеры агрессивного поведения педагога, которые вероятно могут растянуть ответную агрессию курсанта.

«Я настаиваю на том, чтобы вы делали то, что я говорил. И я не хочу слышать никаких отговорок!».

«Итак, вы снова не то сделали! Вы – безответственный человек. А я рассчитывал, что вы окажетесь довольно серьезным, чтобы справиться с данным делом».

Несмотря на то, что подобные реакции по значению могут быть и оправданными, это не видоизменяет конфликтогенности их формы. Они враждебны, так как отвергают право курсанта на диалог (на разногласие, на возражения, право на то, чтобы отстоять собственные убеждения). Эти твердые догматические утверждения означают, что педагог решителен (один знает, что справедливо, а что нет) и ригиден (в разных обстоятельствах ведет себя в равной степени твердо). Такому педагогу, точнее всего не достает ощущения действительности, психологической компетенции, для того чтобы результативно преодолевать проблемную ситуацию общения.

«Это что вы о себе мыслите!?», «Кому это может быть неясно?», «Вы снова отметились?».

Аналогичные негативно нагруженные оценочные проблемы – есть сокрытые враждебные реакции, рождающие встречную агрессию. Они подразумевают, что в той или иной мере оппонент системно «не в порядке»: небрежен, малокомпетентен, безответственен и т.д.

«Если принять во внимание, что вы еще курсант …».

Предполагая, что подобное утверждение не так вероятно враждебно, как иные, это также образец унизительной терпимости или недостаточного почтения в адрес курсанта.

При выборе личных ответных реакций немаловажно помнить, что принизительно-уступчивая конфигурация общения также деструктивна, как и агрессивная. Между этими формами реакций имеется близкая связь: в их ядре располагаются слабые самооценки человека. И часто покладистое поведение партнера – это форма проявления сокрытого, удерживаемого гнева и агрессии.

Следовательно, учитывая вышесказанное, можно отметить вероятные тактики (способы) поведения педагога во взаимодействии с враждебно настроенным курсантом.

а) Тактики понимающе-директивной ориентации.

Во-первых, каким бы агрессивным и необоснованным не воспринималось острое утверждение первоначально, неизменно рациональнее и результативнее приступать к разрешению полемики с приемов реагирования на критику, соблюдая при этом логики ведения деловых бесед.

Во-вторых, во многих эпизодах возможность блокирования межличностных конфликтов увеличивается, если участники владеют ясным представлением о собственной цели при его разрешении. Цель – это конечный итог или обстоятельства, которые стороны стараются добиться при разрешении конфликта. Если курсант раздражен педагогом и заявил агрессивное острое замечание, то педагогу при выборе варианта достойного отклика на агрессию нужно ответить на следующий вопрос: Каким образом мне необходимо найти решение в данной ситуации? Предлагаются следующие версии ответов:

1. Рассчитываю ли я найти решение проблемы, чтобы в итоге ее разрешения курсант был еще большей частью раздражен?

2. Намереваюсь ли я найти решение проблемы так, чтобы у меня осталось ощущение личного унижения и раздражения относительно курсанта?

3. Необходимо ли наказать и проучить курсанта?

4. Рассчитываю ли я завершить конфликт положительно и улучшить взаимоотношения с курсантом?

В большинстве эпизодов наиболее предпочитаемая альтернатива – вопрос № 4. Поскольку воспитательная цель воздействия – не победа в межличностной борьбе с курсантом, а трансформация его внутреннего мира с сохранением чувства собственного достоинства педагога. Несомненно, что практика межличностных конфликтов показывает, что в большинстве столкновений можно найти решение незначительно быстрее и результативнее. Если один или оба участника в основном ориентируются на разрешение дискуссионной проблемы, как на конечный результат, а не для того чтобы тратить время и энергию на удовлетворение своих амбиций и демонстрацию чувства своей неприязни к оппоненту.  

Реагируя на враждебную острую реакцию, важно применить коммуникативные приемы, не затрагивающие, не принижающие убеждения и персону курсанта, и в то же время отстаивающие собственные принципы и показывающие вашу готовность к взаимодействию.

В острых предконфликных условиях воспитательной беседы часто оптимальной реакцией со стороны педагога появляется понимающее высказывание типа: «В основном, я понимаю вашу озабоченность, хотелось бы услышать детали». Уместны также вопросы: «Расскажите, что так вас волнует?», или «Что произошло, что вынудило вас так рассердиться?» и т.п.

Таким образом, рефлексорно-директивная ориентация при враждебном поведении курсанта во многих эпизодах обнаруживается результативной, потому что, реагируя, таким образом, педагог не допускает принижения своего достоинства, не игнорирует, не угнетает свои эмоции, а искренне и прямо старается достигнуть взаимоприемлемого итога с учетом круга интересов курсанта.

б) Тактики выражения собственного негативного эмоционального состояния (отношения).

Применяется в тех эпизодах, когда педагог предчувствует, что острая враждебная реакция курсанта, несомненно, сосредоточена на то, чтобы его унизить, обидеть или ущемить чувство собственного достоинства.

К примеру, курсант, будучи открыто, поставлен педагогом в неудобное положение или выведен из равновесия его замечанием, в присутствии остальных курсантов (например, на лекции) раздраженно говорит: «Вы я вижу, излишне много думаете, о себе и не сосредоточиваете внимания на наши интересы. На самом деле ваши старомодные знания никому не нужны. Это совершенный отстой!». Это несомненное оскорбление, и здесь может оказаться подходящим сформулировать, просто и прямо, собственное отрицательное состояние. Тем не менее, подобная реакция со стороны педагога не должна быть агрессивной. Можно отреагировать следующим образом: «Послушайте, вы говорите, несомненно, оскорбительные вещи. Это меня раздражает и не нравится. Считаю, что вам не следовало это говорить, по крайней мере, в присутствии других лиц»; или: «Ваше замечание неуместно. Оно очень затронуло меня. Я не понимаю, отчего вы так среагировали, и считаю, что вы не правы. Я намерен обсудить с вами это недоразумение, но не в присутствии остальных лиц и после занятий. А сейчас я продолжаю лекцию …».

Нередко аналогичные реакции смогут быстро разрядить обстановку и найти решение проблемы, и педагогу не придется прибегнуть к крайней форме – личному агрессивному выпаду. Подобными реакциями педагог дает осознать курсанту, что, несмотря на раздражение, он расположен его выслушать и найти выход из конфликтной ситуации не с позиции силы, а цивилизованным образом. В то же время педагог проявляет решимость отстоять себя от дальнейших аналогичных нападок.

Прием выражения собственного состояния для защиты от унижения и враждебности собеседника можно применить и в условиях, когда у курсанта может и не быть уясненного намерения принизить или обидеть нас. Скажем, так, это условия, когда привычная для курсанта манера общения чрезмерно прямолинейна, включает элементы дерзости, фамильярности, вульгарности, порой в разговоре он употребляет нескромные шутки, намеки и т.п. если педагог при общении с таким курсантом испытывает дискомфорт, то об этом необходимо просто и искренне сказать ему. К примеру: «Товарищ курсант, ваши банальные шутки не всегда уместны в нашей организации. Вам самому не кажется, что этим вы унижаете собеседника?»  

В целом, приемы выражения негативного эмоционального состояния для защиты от враждебного поведения собеседника (как в личной жизни, так и в служебной) довольно результативны по двум аспектам. Во-первых, они способствуют нам сберечь психологическое равновесие в беседе и не допускать прихода кумулятивного эффекта накопленного раздражения, которое в конечном результате блокирует конструктивное формирование диалога и негативно воздействует на дальнейших взаимоотношениях. Во-вторых, встают на защиту от дальнейших атак оппонента или формируют позитивные предпосылки для этого в силу оригинального воспитательного эффекта.

Курсант, прежде всего, видя в педагоге старшего, руководителя, и дожидаясь встречной агрессии по праву сильного, при вышеописанных  коммуникативных приемах будет принужден в дальнейшем прервать собственную агрессию, так как она ничем со стороны более знающего не подпитывается. Более того, если прямой начальник ведет себя великодушно и благородно по отношению к подчиненному, допустившему резкость, бестактность, то и нормальный подчиненный, вернее всего, пожелает ответить симметрично или, во всяком случае, без агрессии.

в) Тактика обострения взаимоотношений: эскалация отношений, как форма защиты от агрессии.

Если вам не получается найти решение проблемы в понимающе-директивной форме, ориентируясь на взаимоприемлемый итог, всегда остается вероятность более твердого директивного реагирования, охватывая принуждение с высказыванием отрицательных результатов неповиновения. Надлежит знать, что в случае применения твердого контура поведения (исходя из субъективных побуждений или из оценки беспристрастных ситуаций и учета интересов дела), наши шансы на спокойное, взаимоприемлемое разрешение проблемы резко снижаются. Образно выражаясь, прибегая к строгим формам поведения, мы вызываем «ответный огонь». И, тем не менее, во многих острых условиях, охватывая область управления подчиненными, такое поведение может быть абсолютно необходимо.   

Строгие конфигурации коммуникативного поведения надлежит отличать от агрессии. В полемиках по поводу того, что такое агрессивность, часто перемешиваются директивное и враждебное воздействие. Быть решительным и напористым, применяя извещение, которое показывает на вероятные негативные последствия, чтобы найти решение проблемы, это не враждебное, но принудительное поведение. Доведение собеседнику информации о собственных взглядах, оценках и чувствах, охватывая выражение собственных негативных эмоций или взглядов – это также не враждебное поведение.

Враждебное поведение – это принижение личностных характеристик, унижение чувства достоинства людей, их возможностей, способностей, права иметь свое суждение, оскорбление собеседника.

Единственное оправдание своему агрессивному поведению – когда есть угроза физической безопасности, или необходимость выполнить те или иные шаги для оказания «шокового» влияния. К примеру, человека, находящегося в истерическом состоянии, можно попробовать исключить из этого состояния, дав ему немного пощечин по лицу. Безусловно, это агрессивный поступок, но во многих обстоятельствах настоящей жизни иногда нужно и приемлемо, для того чтобы через шок вынудить человека выйти из состояния прострации и приступить оказывать влияние, более подлинно уяснить начавшуюся ситуацию или решение проблемы и т.д.

Таким образом, педагоги, медики, психотерапевты, руководители время от времени мастерски и продуманно применяют разнообразные конфигурации вербального агрессивного поведения как действенный метод «потрясения разума» человека, для того чтобы через яркое волнение вынудить человека по-новому проанализировать определенную проблему. Необходимо лишь четко помнить, понимать, учитывать и действительно оценивать, во-первых, психологическую специфику влияния этих приемов; и, во-вторых, специфику определенных, конкретных условий.

Важнейшие слагаемые действенного принуждения – быть искренним и открытым в выражении собственных предпочтений, увлечений и целей; быть ориентированным на достижение взаимоприемлемого итога с применением понимающих и директивных приемов взаимодействия, а также располагать навыками уместного ужесточения своего поведения вплоть до выражения партнеру своих негативных эмоций и своей агрессивности.      

 

Список литературы:

1. Аболина Н.С. Развитие способностей и творческого потенциала личности в образовательной среде [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аболина Н.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 101 c.

2. Осипова О. П. Деловая культура: профессионально-личностное развитие педагогического работника (менеджера образования). 150-летию МПГУ посвящается: учебное пособие / О. П. Осипова. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. - 132 c. - ISBN 978-5-4263-1131-2.

3. Филатов Ф.Р. Общая психология: эмоции, чувства, воля: учебник / Филатов Ф.Р. - Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. - 236 c. - ISBN 978-5-7890-1981-8. 

4. Долихин А.А., Абрамов А.К. О формах и приемах директивных речевых воздействий в образовательном процессе. - Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2022. № 2 (30). С. 98-103.

5. Бороздина Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Г. В. Бороздина. - 3-е изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2022. - 416 c. - ISBN 978-985-06-3481-8. 

6. Быкова О.П. Педагогика высшей школы: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для магистрантов / О. П. Быкова, М. А. Мартынова, Н. Н. Сусакова; под редакцией В. Г. Сиромахи. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. - 143 c. - ISBN 978-5-4497-1763-4. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN