Использование MIMIO как технологии мотивации к обучению детей с нарушениями речи
Использование MIMIO как технологии мотивации к обучению детей с нарушениями речи
The use of MIMIO as a motivation technology for teaching children with speech disorders
Авторы:
Романова Елена Владимировна
ГБДОУ "Детский сад № 93 Невского района", Санкт-Петербург, Россия
e-mail:___elena---@mail.ru
Romanova Elena Viadimirovna
Kindergarten № 93, St.-Petersburg, Russia
e-mail:___elena---@mail.ru
Овсова Елена Александровна
ГБДОУ "Детский сад № 93 Невского района", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: scoza777@yandex.ru
Ovsova Elena Aleksandrovna
Kindergarten № 93, St.-Petersburg, Russia
e-mail: scoza777@yandex.ru
Аннотация: Данная статья содержит материал, подтверждающий необходимость применения инновационных технологий для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Annotation: This article contains material confirming the need for the use of innovative technologies to improve the effectiveness of the educational process in a preschool institution.
Ключевые слова: всестороннее развитие, дошкольники, нарушения речи.
Keywords: all-round development, preschoolers, speech disorders.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В современном мире выигрывает тот педагог, который делает ход непрерывной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся – мотивирующем к учебному процессу. Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится актуальной проблемой современного дошкольного образования. Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение обусловлена ФГОС и ФООП дошкольного образования, Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.
Всестороннее развитие дошкольника сегодня невозможно представить без использования компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и исполняет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Преимуществом использования Mimio-технологии можно считать, что на фоне положительных эмоций повышается интерес к изучаемому материалу. А ребенок выступает в роли активного участника образовательного процесса. Актуальность заключается во взаимодействии между педагогами, ориентируясь на потребности данной группы детей со своими специфическими особенностями.
Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация), обогащение кругозора, помощь в освоении социальной роли, формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация), организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Используя Mimio-проекты, как часть занятия, нельзя забывать про нормы СанПиН. Материал необходимо дозировать и чередовать его с упражнениями на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения.
Для реализации интерактивной технологии Mimio необходимо: интерактивное устройство Mimio, магнитно-маркерная доска, компьютер, колонки, мультимедийный проектор.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс включает следующие этапы:
1. Познакомить воспитанников с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на Mimio-занятиях.
2. Научить детей пользоваться стилусом: перемещать предметы по доске, использовать стилус вместо карандаша.
3. Научить решать пространственные и логические задачи.
4. Создать картотеку Mimio-проектов по тематическому планированию.
Данная технология дает возможность взаимодействия между воспитателем, учителем – дефектологом и учителем – логопедом на материале одного авторского проекта. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому желательно к каждой теме создавать проекты, которые включают в себя различные цели и задачи.
Mimio позволяет воспитателю в игровой форме проводить занятия, используя развивающие игры, кроссворды, загадки, ребусы. Игра служит эмоциональным фоном. Материал можно преподнести, как занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-исследование и другие.
Занятия с дефектологом с использованием ИКТ разнообразит коррекционную работу и может выступать в качестве дополнительного стимула и поощрения. У детей с особенностями психофизического развития отмечается низкий уровень самоконтроля, нежелание заниматься, быструю отвлекаемость и утомляемость. Выполнение заданий и упражнений, игр с использованием Mimio помогает дефектологу поддерживать интерес ребенка к занятиям и вносить в них постоянно элемент новизны. У детей формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, они начинают планировать свою деятельность, активно пополняют словарный запас, становятся более целеустремленными и настойчивыми.
Внедрение Mimio плодотворно влияет на эффективность логопедической работы. Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении, на развитие мускулатуры артикуляционного аппарата, на формирование слоговой структуры, на развитие фонетико-фонематических процессов, на совершенствование связной речи и другое. Умение создавать собственные задания дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей воспитанника, темы занятия, чтобы добиться максимального результата. Mimio можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач.
Практический опыт педагогической деятельности показывает, что применение инновационных технологий приводит к повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении. Комплексное использование технологий обеспечивает реализацию цели основной Образовательной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Список литературы:
1. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
2. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья. - № 5, 2002.
3. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. - М.: ИЦ Академия, 2005.