Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Рекомендации по подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады по математике

Дата публикации: 2023-11-02 00:14:24
Статью разместил(а):
Шолохова Галина Евгеньевна

Подготовка учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады по математике

Preparing Students for the Regional Stage of the All-Russian Olympiad in Mathematics

 

Автор: Шолохова Галина Евгеньевна

МАОУ «СШ № 19, корпус кадет «Виктория», г. Старый Оскол, Россия

E-mail: galina.sholohova@mail.ru

Sholokhova Galina Evgenievna

Secondary School No. 19, Victoria Cadet Corps, Stary Oskol, Russia

E-mail: galina.sholohova@mail.ru

 

Аннотация: В статье дается обоснование организации подготовки учащегося к олимпиаде по математике в школе, и что такая работа должна быть согласованной и слаженной, содержание занятий должно привлекать учащихся своей индивидуальностью и интересными методами их проведения.

Abstract: The article provides a justification for the organization of student preparation for the Olympiad in mathematics at school, and that such work should be coordinated and coherent, the content of classes should attract students with its individuality and interesting methods of their implementation.

Ключевые слова: математическая одаренность, работа с олимпиадниками, принцип индивидуализации обучения.

Keywords: mathematical giftedness, work with Olympiad participants, the principle of individualization of education.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Подготовка и участие в предметной олимпиаде - это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, требующий от учащегося и педагога максимального напряжения сил, мобилизация всех резервов знаний, мышления, памяти и нервов. Возникает проблема: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде для максимального раскрытия его интеллектуального и творческого потенциала, и при этом не нанести удар по его психологическому и физическому здоровью?

С чего начать подготовку, где взять материалы и как извлечь максимум пользы из участия в олимпиадах». Решение этой проблемы зависит от четкой, согласованной и слаженной работы учителя, учащегося, родителей и психолога. Олимпиады имеют большое значение при решении ряда вопросов, относящихся к проблеме математического образования в общеобразовательных школах. Поэтому проведение математических олимпиад и подготовка к ним через математические занятия и часы для дополнительной работы по математике должны привлекать детей своей индивидуальностью и интересными методами их проведения. 

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика. Ценностью олимпиад является не выявление победителей и награждение особо одаренных учащихся, а в общем подъеме математической культуры, интеллектуального уровня учащихся. А вот для того, чтобы этот подъем культуры и интеллекта действительно произошел, к математическим олимпиадам учащихся надо готовить. И именно учитель должен создать благоприятные условия для постижения учеником нового и нового в интересующей его науке.

Если с помощью умения методически правильно поставить перед учеником задачу, посильную ученику, знаний учителя, и после её решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом заинтересовавшим его. Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным во время участия в олимпиадах. 

Любовь к предмету – это одно из важных требований для учащегося. Если ученик решил, что он будет готовиться к олимпиаде, он должен понимать, что перед ним поставлено очень много задач. Необходимо постоянно, на протяжении долгого времени, заниматься одним и тем же делом. Учащийся должен быть готов к тому, что ему придется справляться с большими объемами. Но и также важно, чтобы он любил читать, узнавать что-то новое, искать какие-то факты. Не стоит бояться проявлять творчество, потому что оно тоже очень важно в успешном прохождении регионального этапа. Но и также умение вычленять то, что необходимо. Часто олимпиадники сталкиваются с такой проблемой: перед ними много сложного материала и нужно понять, что важно, а что нет. Поэтому, конечно, руководство преподавателя очень сильно поможет.

Победителей муниципальных олимпиад учителя готовят к региональной олимпиаде. Подготовка к региональному туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. А затем начинается последовательная реализация индивидуальной программы. Охватываются все разделы курса математики, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.

Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает большую самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой, в том числе и по поиску ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Во всей этой работе кроется огромный потенциал для развития познавательных сил участника олимпиады. Весьма эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю надлежит: составить план занятий с ребенком, определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам, выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени, достигнутые результаты определять по времени и темам.

Учащийся предпочитает подход подготовки к олимпиадам по математике, близкий ему по духу, или сочетает различные. Самоподготовка: тренируется решать математические задачи разной сложности. Для подготовки пригодятся варианты олимпиад прошлых лет или сборники задач. Надо пробовать решать задания выбранной олимпиады за прошлые годы. Они опубликованы в разделе «Задания» на страницах олимпиад или в специальных подборках. Это полезная тренировка, а начинающие олимпиадники поймут, с чем им предстоит столкнуться. Разобрать задания самим учащимся или с преподавателем, который объяснит неясные моменты. Так или иначе, даже без постановки перед собой высоких целей, изучение заданий прошлых лет — это доступный и действенный способ подготовки к олимпиаде. А интересные задания пробуждают любопытство и желание попробовать себя в деле [1, с. 41].  

Подготавливаться можно и по видеоурокам, включающим лекции, разборы заданий, семинарские занятия для школьников и учителей. Организаторы некоторых олимпиад публикуют на сайтах видео разборы заданий, которые проводят сами составители или члены жюри. Не стоит ограничиваться только самоподготовкой, хотя и нельзя недооценивать ее значение. Даже выбрав главной целью одну олимпиаду, не стоит отказываться от других. Участие в них в таком случае станет не потерей времени, а дополнительной тренировкой.

Умение работать с разными типами заданий и опыт поведения на туре, концентрация, планирование времени - это те элементы подготовки, которые даже регулярные занятия не могут полноценно компенсировать. Совместная подготовка проходит продуктивнее и веселее. Бывалые олимпиадники охотно делятся опытом с начинающими, общение с ними приносит полезную «инсайдерскую» информацию об устройстве и «внутренней кухне» олимпиадной жизни и становится началом приятных знакомств. Олимпиадное движение - одно из самых дружных в школьном мире.

Можно спросить совета у других участников олимпиад. Главное помнить, что ровесники - не «прямые» конкуренты, и задания устроены таким образом, что успех - это результат победы «над собой» и над заданиями, а не над сверстниками. Не забывайте про учебники: школьных будет мало, но можно обратиться к вузовским. Использование информационно-компьютерных технологий благоприятствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам.

Одним из направлений для подготовки к олимпиадам является и заочная работа в различных школах при вузах. Уровень предлагаемых там заданий очень высок, большинство идей в этих заданиях встречается на различном уровне олимпиадах. И выполнение такого рода заданий будет способствовать, конечно же, подготовке учащихся к олимпиадам. Задача учителя математики будет заключаться в том, чтобы донести информацию о них до своих учеников, убедить некоторых из них в необходимости заочного обучения в данных школах, на данных факультетах.

В интернете часто объявляют различные конкурсы для любителей решать разнообразные задачи. Учителю математики желательно найти время и уделить внимание этим конкурсам. Только задействовав все эти направления в подготовке учащихся к олимпиадам, можно ожидать успеха. На протяжении подготовки одаренного ребенка необходимо исходить прежде всего от его индивидуальности. Основой данного процесса должна стать выработка у учащегося индивидуального стиля деятельности, который позволяет с одной стороны рассматривать ход подготовки к олимпиаде, как результат индивидуальной работы учащегося, а с другой – комплексно учитывает его индивидуально-психологические особенности.

Работа с олимпиадниками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственных отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

«Новая школа - это новый учитель, открытый ко всему новому, понимающий детей, хорошо знающий свой предмет, готовый   помочь детям найти себя в будущем … Чуткие, внимательные к интересам школьников учителя - ключевая особенность школы будущего» [2, с. 14]. 

 

Список литературы:

1. Григорьева Г.И. Задания для подготовки к олимпиадам.10-11 классы. Волгоград: "Учитель", 2005. С. 34-56.

2. Фарков А.В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам. М.: "Чистые пруды", 2006. С. 12-37.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN