Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Модель работы по профилактике деструктивного поведения подростков

Дата публикации: 2023-12-31 17:28:32
Статью разместил(а):
Зима Ирина Валерьевна

Модель  работы по профилактике деструктивного поведения подростков

The model of work on the prevention of destructive behavior of adolescents

 

Автор: Зима Ирина Валерьевна

МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3», г. Астрахань, Россия.

e-mail: amiz78@bk.ru

Zima Irina Valeryevna

Middle School № 3, Astrakhan, Russia.

e-mail: amiz78@bk.ru

 

Аннотация: Социально-педагогическая профилактика противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях - это комплекс воспитательных мер, направленных на предупреждение негативных явлений в социальной среде, ближайшем окружении, семье, которые влияют на формирование противоправного поведения у детей и подростков. В статье описана методика социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в школе.

Abstract: Socio-pedagogical prevention of illegal behavior of adolescents in general education organizations is a set of educational measures aimed at preventing negative phenomena in the social environment, the immediate environment, and the family, which affect the formation of illegal behavior in children and adolescents. The article describes the methodology of socio-pedagogical prevention of illegal behavior of adolescents at school. 

Ключевые слова: профилактика правонарушений, несовершеннолетние. 

Keywords: crime prevention, minors. 

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Школа является открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих обучающихся, их родителей, но и на весь окружающий социум. Профилактическая деятельность введется с учетом общеобразовательных целей и задач, возрастных и личностных особенностей обучающихся, сложившегося положения в семье.

Основные задачи деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

- создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Методика социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в школе включает в себя ряд этапов: диагностика актуального состояния подростков склонных к противоправному поведению; анализ детско-родительских отношений в семье подростка, влияющих на формирование девиантного поведения, и выявление возможностей образовательной организации  относительно организации социально-педагогической профилактики; разработка программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков в общеобразовательной организации; внедрение программы в практику деятельности общеобразовательной организации; мониторинг процесса социально-педагогической профилактики правонарушений подростков в образовательной организации.

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях используются разнообразные формы работы: 

· выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

· рейды по неблагополучным семьям;

· деятельность Совета профилактики школы;

· организация родительского лектория;

· индивидуальные беседы с учащимися, родителями;

· работа с документами;

· диагностика;

· индивидуальные и групповые консультации;

· содействие в участии в системе внеурочной деятельности школы;

· работа по профориентации;

· семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;

· родительские собрания, общешкольные, собрания с участием сотрудников ОДН УМВД, КДН и  сотрудников других органов и учреждений системы профилактики.

Основными методами, применяемыми в образовательных учреждениях по профилактики правонарушений являются: тестирование, опрос, индивидуальные консультации, анкетирование, сбор и анализ документов, тренинги, беседы, индивидуальная педагогическая поддержка, дискуссии и т.д..

Работа проводится ежегодно. В течение  учебного года по профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи организуется следующая работа.

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

Защита ребенка в его жизненном пространстве.

Выделяют следующие направления в работе социального педагога:

Организация социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).

Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

Выявление и работа с неблагополучными семьями.

Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.

Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).

Таким образом, в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних используется весь спектр современных форм воспитательной работы. В работе с учащимися, склонными к правонарушениям, совершившим правонарушения и преступления, особое внимание уделяется индивидуальным беседам. Должен быть организован регулярный контроль за поведением учащихся, осуществляться постановка учащихся, совершивших дисциплинарные поступки на внутришкольный контроль, проводиться советы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, каждый случай правонарушения со стороны учащихся должен  тщательно анализироваться.

В школе проводится просветительская работа на уроках, факультативных занятиях и классных часах, направленная на объяснение важности соблюдения законов, норм и правил и формирование культуры поведения. Среди наиболее эффективных методов можно выделить такие, как массовые мероприятия, семейное консультирование, просветительская работа, тренинги, экскурсии, творческая деятельность, спортивные мероприятия и соревнования. Данная работа позволяет уменьшить риски правонарушений несовершеннолетних.

 

Литература:

1. Байбородова М.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. Пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 380с.

2. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасно­сти / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб.: Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. 200 с.

3. Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В.А. Попов, Н.П. Липнягов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). с. 410-412.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN