Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Процесс внедрения персонифицированного финансирования в дополнительном образовании

Дата публикации: 2024-01-18 14:39:15
Статью разместил(а):
Коротаева Наталья Валентиновна

Процесс внедрения персонифицированного финансирования в дополнительном образовании

The process of introducing personalized financing in additional education

 

Автор: Коротаева Наталья Валентиновна

МКУДО ДДТ Омутнинского района, г. Омутнинск, Россия

e-mail: ddt2010-omut@yandex.ru

Korotaeva Natalya Valentinovna

Children creativity House, Omutninsk, Russia

e-mail: ddt2010-omut@yandex.ru

 

Аннотация: В статье  автор пишет о первых итогах внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Abstract: In the article, the author writes about the first results of the implementation of a system of personalized financing of additional education for children.

Ключевые слова: персонифицированное финансирование, дополнительное образование.

Keywords: personalized financing, additional education.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Развитие системы дополнительного образования сегодня является одним из условий развития общества в целом и обеспечения соответствия компетенций новых поколений современным вызовам. Одним из изменений системы дополнительного образования является переход к новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

20 июля 2020 года было подписано Постановление Правительства Кировской области № 389-П «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области».

На сегодняшний день Кировская область является одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного дополнительного образования детей. С 1 сентября 2020 года в 24 муниципалитетах Кировской области, в том числе и Омутнинском районе, началась реализация первого этапа внедрения ПФДО. 

В целях введения новой организационно-управленческой системы ее правовое закрепление было осуществлено как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Была подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база, включающая концепцию функционирования системы, также разработаны и утверждены все необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие муниципальную систему сертификатов дополнительного образования.

Постановлением Администрации Омутнинского района и Приказом Управления образования от 23.01. 2020 года МКУДО ДДТ Омутнинского района был определен муниципальным опорным центром.

Его главная задача:

1. Внедрение целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Омутнинском районе.

 2. Формирование муниципального сегмента Навигатора дополнительного образования.

3. Организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе и районе.

4. Ведение персонифицированного учета детей, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

5. Оказание помощи образовательным учреждениям района по внесению обучающихся в реестр сертификатов и их активированию.

Подводя первые итоги внедрения ПФДО в нашем районе, важно еще раз ответить на ряд вопросов.

Что представляет собой ПФДО и какие возможности предлагает детям?

Новый подход дает детям возможность, используя бюджетные средства, обучаться бесплатно в любой организации (в том числе и частной), вошедшей в региональный реестр поставщиков услуг дополнительного образования. ПФДО нацелено на поддержку интересов ребенка.

Так как время не стоит на месте, меняется запрос на образование, меняется и облик системы, его предоставляющей. Оно становится более индивидуальным, адресным. ПФДО – это реальные шаги к тому, чтобы финансировались не столько учреждения дополнительного образования, сколько дополнительное образование детей, когда деньги будут «следовать» за ребенком только в ту образовательную организацию, которая сумеет ребенка заинтересовать.

ПФДО гарантирует всем детям в возрасте от 5 до 18 лет, проживающим на территории Кировской области, получение сертификата дополнительного образования. Однако сразу заметим, это не означает, что дополнительные платные услуги совсем отменяются. Небольшая родительская доплата возможна в случае, если стоимость дополнительной образовательной программы выше стоимости сертификата. Кроме того, сегодня пока остается много программ, которые не входят в систему ПФДО. Это дополнительные образовательные программы, которые реализуются в школах, детских садах (и часть из них могут быть платными), частными учреждениями.

Что представляет собой сертификат дополнительного образования?

Сертификат дополнительного образования – это официальное подтверждение возможности ребенка обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счет средств государства. Сам сертификат не материален. Его получение предполагает, что ребенок вносится в специальный реестр. Нахождение ребенка в реестре является сигналом для государства, что надо платить за образование этого ребенка.

Сертификат дополнительного образования позволяет ребенку выбирать кружки и секции, предлагаемые разнообразными организациями, в том числе частными, и посещать их бесплатно или с незначительной доплатой. Сертификат может использоваться для записи на обучение по любой программе, включенной в общерегиональный навигатор.

За счет чего повысится качество дополнительного образования?

Во-первых, новый финансовый механизм послужит импульсом к введению новых образовательных программ, привлекательных для детей, востребованных ими.

Во-вторых, образовательные организации, чтобы попасть в общерегиональный навигатор, должны проходить экспертизу программы и соответствовать установленным требованиям.

В-третьих, значительно расширится спектр образовательных организаций, в которых ребенок может обучаться. Теперь это могут быть и негосударственные учреждения: услуги, оказываемые ими, также могут быть оплачены сертификатом. Наконец, образовательные учреждения будут повышать качество реализации дополнительных общеобразовательных программ. Ведь им предстоит конкурировать друг с другом для того, чтобы обучать ребенка. Поэтому, в связи с переходом на персонифицированное финансирование дополнительного образования и расчетом номиналов сертификатов в системе дополнительного образования уже проведена большая работа в учреждениях дополнительного образования:

1. Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы, были отредактированы и приведены в соответствие с выставленными требованиями: изменился объем и содержание программ; (максимальный объем программы 144 часа , было 216 часов).

2. С учетом социального заказа и востребованностью отдельных направлений деятельности были разработаны новые дополнительные общеразвивающие программы.

4. Одиннадцать программ прошли сертификацию.

На сегодняшний день стоимость программ варьируется от 3 000 рублей до 9 000 рублей.

Как получить сертификат дополнительного образования?

Сертификат выдается единожды и действует до достижения ребёнком 18 лет.

Для получения сертификата необходимо всего один раз написать заявление о его предоставлении. Сделать это можно одним из двух способов:

1) Обратиться в образовательное учреждение, уполномоченное на прием заявлений для предоставления сертификата и подать соответствующее заявление.

2) Написать электронное заявление и сразу получить доступ в личный кабинет, а также заполненное заявление на получение сертификата.

За  период работы можно выделить плюсы и минусы системы ПФДО.

Безусловные «плюсы»:

- Вся информация по образовательному процессу в одном источнике.

- возможность оперативного формирования отчетности по обучающимся (объединения, учебные группы), по педагогу, открытость и прозрачность содержания и объема дополнительных общеразвивающих программ

- ответственность каждого педагога за бюджет учреждения.

«Минусы»:

- первоначально большие затраты времени оператора по занесению данных в электронную базу

- значительные временные задержки по сертификации программ

-уменьшение контингента учащихся влияет на уменьшение финансирования учреждения

- Неприятие и несерьезное отношение родителей и педагогов к системе ПФДО.

Конечно, не все  образовательные организации активно включились в процесс внедрения ПФДО, и родительская общественность оказалась так же не готова. При проведении консультации для родителей по вопросам ПФДО дает понять, что большая часть родителей не читают информацию с портала, не заходят в личный кабинет ребенка, не считают сертификат дополнительного образования необходимым, значимым документом.

Ну и отметим, с какими трудностями пришлось столкнуться при внедрении ПФДО. Как их преодолевали. Конечно, все новое требует перенастройки всех составляющих системы. Прежде всего, педагогу дополнительного образования необходимо принять принципиально новую для себя конкурентную ситуацию. Он включается в процесс непрерывного совершенствования: образовательной программы, своей работы с детьми, компетенций работы в цифровой среде.

Тем, кто не принял эту установку ранее, приходится менять свою профессиональную позицию. ПФДО потребовал серьезных изменений в управлении учреждением дополнительного образования. Потребовалось по-новому взглянуть на существующие программы (одни усовершенствовать, другие – исключить), создать новую нормативную базу, освоить работу в информационной системе. Это приходилось делать в сжатые сроки. Тем не менее, задачи выполняются. Серьезную методическую поддержку при этом мы получили от регионального модельного центра, портала сопровождения внедрения системы персонифицированного финансирования. И особо необходимо подчеркнуть вклад в процесс внедрения ПФДО руководителей учреждений дополнительного образования и модельного опорного центра в лице  руководителя и методиста.

В итоге: персонифицированное финансирование как современная финансово-управленческая система, безусловно, содержит в себе потенциал для развития системы дополнительного образования, ее перехода на новый качественный уровень. Но как любой новый механизм ПФДО должно «прижиться». Наша задача – сделать все возможное, чтобы в условиях перехода на ПФДО обеспечить свободу выбора каждому ребенку, сохранить лучшие традиции муниципальной системы образования, где главным ориентиром были и должны остаться дети, их возможности получения качественного образования, в том числе и дополнительного.

 

Литература:

Современные механизмы финансирования интеграции дополнительного образования, спорта и культуры / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN