Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Технология STOP MOTION как средство развития креативного мышления

Дата публикации: 2020-09-17 16:08:11
Статью разместил(а):
Антипова Юлия Владимировна

Технология STOP MOTION как средство развития креативного мышления

STOP MOTION technology as a means of developing creative thinking

 

Авторы:

Антипова Юлия Владимировна

ГБОУ "СОШ № 2", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: donenko-sn@mail.ru

Antipova Julia Vladimirovna

School № 2, Privolzh'ye, Samara Region, Russia.

e-mail: donenko-sn@mail.ru

Сухопрудская Лариса Ивановна 

ГБОУ "СОШ № 2", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru 

Sukhoprudskaya Larisa Ivanovna

School № 2, Privolzh'ye, Samara Region, Russia.

e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru 

 

Аннотация: Статья представляет собой теоретический и практический анализ педагогической проблемы использования мультипликации в образовательном процессе, как средство развития креативного мышления  младших школьников и  как способ всестороннего развития личности ребенка. Авторы статьи выделяют роль и значение детских технопарков и кванториумов, как особой  среды ускоренного развития технических способностей детей и платформы создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности.

Abstract: The article is a theoretical and practical analysis of the pedagogical problem of using animation in the educational process, as a means of developing creative thinking of younger students and as a way of comprehensive development of the child's personality. The authors highlight the role and significance of children's technoparks and quantoriums as a special environment for accelerated development of children's technical abilities and a platform for creating a new Russian educational format for children in the field of engineering, based on project-based team activities.

Ключевые слова: Stop Motion, креативное мышление, творческая активность, творческий потенциал.

Keywords: Stop Motion, creative thinking, creative activity, creativity.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Революция в информационных технологиях и их колоссальный рост дают потрясающие возможности для прогресса. Интеллектуальные системы и технологии применяются в образовании для решения практических и теоретических задач.

В рамках плана мероприятий Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году в сельских школах создается база центров образования цифрового и гуманитарного профилей Точка Роста.  1 сентября 2019 г. в нашем ОУ начал свою работу центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста». В 2020 году стартовал новый проект мини-техно парк «Кванториум».

«Кванториумы» – это федеральная сеть детских технопарков. Отличаются уникальным технологическим оборудованием и современным подходом к обучению. Данный проект способствует ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели и технологии образования.

В связи с модернизацией образования перед педагогами стоит задача поиска новых воспитательных инструментов и технологий.

Работа «Кванториума» разделена на шесть направлений. На базе IT-квантума учащиеся осваивают информационные технологии для решения прикладных задач. Проектные детские команды работают над интересными задачами  в области Интернета, используют разные приложения для решения поставленных целей.

В рамках кванта открыто направление мультипликация. В ходе освоения программы, учащиеся получают знания в области режиссуры  анимационного фильма, знакомятся с отечественным и зарубежным опытом  в области мультипликации.   Процесс обучения по программе направлен на создание готового проекта - анимационного фильма. Кейсовый метод программы позволяет учащимся поэтапно освоить процесс создания анимационного фильма и сформировать ясное представление о этапах выполнения проекта.

В начале 20 века французский художник Эмиль Коль создал первый анимационный фильм с использованием традиционных видов анимации.

Бесчисленные подходы к созданию анимации возникли на протяжении многих лет.

Рассмотрим виды анимации.

Развитие компьютерной графики привело к появлению CGI (Computer-generated imagery) анимации. Первым полностью компьютерным анимационным художественным фильмом была « История игрушек» Pixar (1995). Принципиальное отличие CGI-анимации от традиционной заключается в том, что рисование заменено 3D-моделированием, почти как виртуальная версия покадровой анимации.

Традиционный метод анимации нашел свое развитие в технологии Stop-motion. Это, пожалуй, самый первый спецэффект в истории кино — в 1913 году был снят 41-минутный фильм «Ночь перед Рождеством», в котором впервые использовали метод покадровой съемки, а затем склейки полученных кадров в единое движение. Благодаря открытию такой вот возможности монтажа, человечество получило мультики во всем их великолепии и возможность оживлять неживое на экране.

Даже сейчас, в «век, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной» и в век, когда при помощи сложного программного обеспечения на компьютерах можно сделать все, что пожелает душа, технология stop-motion остается востребованной. Ее продолжают использовать и в фильмах (но уже скорее, чтобы придать налет архаичности) и в мультипликации («Труп невесты» и «Уоллес и Громмит»).

Stop-motion – покадровая съемка сцен, с минимальными изменениями в каждом кадре, объединенные монтажем, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. Как 2D-мультипликация, только вместо рисунков используются фотографии.

Началось все с того, что в 1877 году Эмиль Рейно изобрел праксиноскоп. Это был прибор с множеством картинок и вращающимся зеркальным барабаном. Барабан вращался – картинки оживали.

Рассмотрим виды Stop-motion  анимации.

Кукольная анимация появилась одновременно с первыми фильмами. У каждой куклы здесь много сменных голов, лиц и необходимых частей тела. Аниматору приходится понемногу сдвигать объекты для каждого нового кадра, чтобы при монтаже получить ту самую иллюзию движения. Так как декорации здесь объемные, нужно быть аккуратным, чтобы не задеть их при съемке.

В объемной технике у каждого персонажа есть несколько дублеров, чтобы не отвлекаться в процессе на коррекцию. Чтобы дублеры были идентичными, используются гипсовые слепки. Чтобы фигурка держала форму, используется каркас из проволоки. Но у пластилина есть один нюанс – из-за сильного нагрева от осветительных приборов он деформируется. Поэтому, для лиц героев часто используют пластику. Этот материал похож на пластилин, но, в отличие от него, он застывает при нагреве, и внешне фактически не меняется. В комбинированной технике все персонажи и декорации снимаются отдельно на цветном фоне, а уже на компьютере при монтаже их объединяют.

Перекладная анимация — это не только про пластилин. Персонаж и его окружение также могут быть созданы из картона или плотной бумаги, нарезанной на части. В каждом кадре аниматор вручную перекладывает эти части – так создаётся иллюзия движения. Один из самых известных примеров перекладки — «Ежик в тумане» Юрия Норштейна.

В сыпучей анимации используется все, что сыпется: песок, приправы, чай, кофе, крупы и т.д.

На создание семиминутной песочной картины «Охотник» у Мариеки Уолш ушло два года. Эта история об одиноком охотнике, который ищет пропавшего мальчика в снежных горах.

Сегодня почти любую анимацию можно сделать на компьютере. Это дешевле и экономит время. Однако, есть еще режиссеры-поклонники Стоп Моушена. Самые яркие и известные из них – Тим Бертон, Генри Селик и Уэс Андерсон.

Как делается такой фильм? Для работы обязательно понадобится какая-нибудь съёмочная камера. На занятиях учащиеся используют нетбуки, смартфоны. Первый этап кейса- создание легенды: написание сценария, сюжета, подготовка персонажей. Второй этап- место действия. Создаём и устанавливаем декорации, фон и предметы не должны сливаться с героями и не отвлекать от них внимание. Третий этап-раскадровка.

Лучше выбирать скорость двенадцать кадров в секунду – в классической мультипликации она считается стандартной. Но иногда детям трудно и просто нет времени так много снимать. Тогда выбираем частоту 6 – но это уже тот минимум, при котором фильм ещё смотрится как фильм, а не как слайд-шоу или судороги. Меньше может быть только в специальных случаях.

Приняв такое решение, имейте в виду – каждые шесть снятых Вами кадров – это всего одна секунда фильма. То есть пятисекундный фильм потребует от Вас съёмки тридцати кадров. Если на съёмку каждого тратить по две секунды, то на всю съёмку уйдёт примерно минута. (Не считая, конечно времени на подготовку и обдумывание)

Съёмка сцены – большая ответственность. Перед работой надо хорошенько примериться. А то придется, потом переснимать всю сцену целиком. Вернуться к середине уже снятой сцены, как правило, не удается.

Последний шаг для съемки фильма выбрать программу. На занятиях используем простой софт под мобильные устройства, на iOS или Android. Плюс в том, что снимки делаются на смартфон и там же их можно собирать в ролик. Можно попробовать следующие программы: Stop Motion Studio, PicPac — Android, iMotion и д.р.

Заключительный этап по созданию мультфильма, презентации мультфильмов, создание галереи выполненных работ.

Работа по созданию мультфильмов в качестве технологии развития креативного мышления является основополагающим стимулятором творческой активности и раскрепощения идей. Так же мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства. IT технологии, выступают не только как средства для игр и просмотра мультфильмов, но и как способ создания чего-то нового, неизвестного. [6, с.80]

Реализация программы занятий по мультипликационной анимации позволяет создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала младших школьников. Это повысит познавательные и творческие способности обучающихся, увеличит интерес к самостоятельной образовательной деятельности, а также приведет к снижению психологических и поведенческих нарушений в условиях образовательного процесса.

 

Список литературы:

1. Щукина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка // Вестник ПГУ. 2013. № 4. С. 12–14.  

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб.: ООО издательство «Питер», 2011. 448 с.  

3. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: сб. Научных трудов. Спб.: изд-во ргпу им. А. И. Герцена, 2002. С. 3–9.  

4. Комарова А.А. Мульттерапия как метод реабилитации детей с особыми образовательными потребностями // Научно-практический журнал аспирант № 2. 2014. 529 с. 

5. Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «Креативное мышление» в научной литературе - М.  2016. № 10. С.17–20. 

6. Чухно С.В. Мультипликация как инновационный метод в работе с одаренными детьми /— Москва : Буки-веди, 2015. — с. 78-81.  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN