Проект по формированию у детей правильного физиологического дыхания «Здоровье – здорово»
Проект по формированию у детей правильного физиологического дыхания «Здоровье – здорово»
Project on teaching children the correct physiological breathing "Health - cool»
Автор: Белова Ирина Анатольевна
МАДОУ "Детский сад № 48 "Золотой петушок", г. Нижневартовск, Россия.
e-mail.ru sopr2608@mail.ru
Belova Irina Anatolyevna
Kindergarten № 48 "Zolotoy petushok", Nignevartovsk, Russia.
e-mail.ru sopr2608@mail.ru
Аннотация: На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.
Abstract: at the present stage the problem of prevention of child health is one of the most urgent. In preschool childhood as a result of targeted pedagogical impact formed health, livelihood and other qualities, necessary for the full and harmonious development of personality.
Ключевые слова: здоровье детей, дыхание, дыхательная гимнастика.
Keywords: children's health, breathing, breathing exercises.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Изучив мониторинг заболеваемости детей в ДОУ, была определенна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, которая напрашивается на необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Главной особенностью данного проекта является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.).
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, родители.
Цель: формирование у детей умений и навыков правильного физиологического дыхания в короткий срок без ущерба для здоровья. Для реализации цели было необходимо: продолжить знакомство детей с актом дыхания.
Задачи:
1. Расширить знания детей о дыхании.
2. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.
Данный проект - это возможность показать педагогам на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников. Мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремлением вести здоровый образ жизни.
Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного дыхания». Актуален он так же для работников детских садов, можно научить дошкольника правильному дыханию.
Содержательная часть проекта.
Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро. Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организация работы.
Серия устных консультаций:
• «Условия для занятий дыхательной гимнастикой».
• «Дышите глубже».
• «Парадоксальная дыхательная гимнастика» по системе Стрельниковой для детей.
• Консультирование родителей по теме «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание - основная составляющая часть физического развития дошкольника»
2 этап – Основная часть.
Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками).
Родители интересуют, прежде всего, результатом. Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом физическую результативность. При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
С чего начать занятия дыхательной гимнастикой Стрельниковой для детей? Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага (если вы имеете слабое представление, что это такое, послушайте любой марш).
«Ладошки» (упражнение для разминки) Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.
«Погончики» Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).
«Насос» Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).
«Нижней» границы возраста для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой для детей практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения всей семьей! Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики».
Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений. Автор методики рекомендует делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами». Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час.
Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично. При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно!
3 этап –заключительная часть.
1) Привлечение внимания к проблеме.
2) Разработка памятки (совместно с родителями).
3) Создание картотеки игр по развитию дыхания, придуманных родителями.
4) Снижение уровня простудных заболеваний.
Вывод: Данный проект обладает некоторыми особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию дыхания. Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием разного оборудования. Специально созданные условия способствуют возникновению положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. В основе технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения.
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать правильное дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закреплять у детей энергетический экономный тип дыхания, обеспечить комплексное развитие всех систем.
Но, главное, радует тесное сотрудничество родителей, которые активно включились в работу по реализации проекта. На заключительном этапе будет проведена итоговая диагностика, по результатам которой, можно будет судить об эффективности системы работы. Результаты будут проанализированы и выработаны необходимые рекомендации.