Авторская методическая разработка "Комплекс мультимедийных игр-презентаций"
Авторская методическая разработка
"Комплекс мультимедийных игр-презентаций"
Author's methodical development "Complex of multimedia games-presentations"
Автор:
Голина Марина Львовна
ГКУ СО СРЦН «Тополек», пгт Смышляевка, Самарская обл., Россия.
e-mail: makarml61@mail.ru
Golina Marina Lvovna
Smyshlyaevka village, Samara region, Russia
e-mail: makarml61@mail.ru
Аннотация: Данная методическая разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей старшего дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Разработка универсальна и предполагает использование мультимедийных игр-презентаций воспитателями в общеобразовательной деятельности.
Abstract: This methodological development relates to educational materials that contribute to the introduction of children of preschool age to information and communication technologies. The method of development is universal and involves the use of multimedia games-presentations by teachers in General education.
Ключевые слова: дошкольник, учебный материал, информационные технологии.
Keywords: preschooler, learning material, information technology.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Введение.
Данная методическая разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей старшего дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Методразработка универсальна и предполагает использование мультимедийных игр-презентаций воспитателями в общеобразовательной деятельности.
Государственное казенное учреждение Самарской области «Волжский социально-реабилитационный центр «Тополек» принимает детей в возрасте с 3-х до 18 лет основная категория поступивших детей, это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
Моя работа направлена на создание среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психологического и социального здоровья ребенка.
Наш социально- реабилитационный центр с несовершеннолетними включает организацию досуга и педагогической помощи, различных видов деятельности детей и их развития. Разрабатываются коррекционные и развивающие программы, направленные на формирование математических, временных, зрительно-пространственных представлений и развитие графических навыков.
К условиям информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, в которой не только проявляется, но и прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Цели и задачи методической разработки:
- Развитие способностей у детей быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения;
- Закрепление у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений;
- Содействие эффективному закреплению знаний, умений и навыков у детей посредством представления материала в интерактивной, интересной и максимально понятной для детей форме;
- Создание условий для развития игровой деятельности детей, интереса к различным видам игр, гармоничное развитие детей в игре.
Актуальная задача - применение и использование ИКТ технологий в работе с дошкольниками при подготовке к обучению в школе позволяет в доступной игровой форме достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, что способствует повышению качества образования среди дошкольников.
При проведении образовательной деятельности по ФЭМП, используя мультимедийные игры-презентации, дети в игровой форме легче усваивают представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
В методической разработке содержатся:
- Методические материалы, инструкции игр-презентаций;
- Мультимедийные игры-презентации по ФЭМП при подготовке к обучению в школе.
Основной формой проведения мультимедийных игр-презентаций является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровую образовательную деятельность.
В каждом игровом пособии даны указания по интерактивному применению игр-презентаций. ( Приложение 1)
Все представленные в методической разработке игры-презентации носят развивающий характер – развитие логического мышления, воображения и рассуждения, внимания, вычислительные навыки. Наличие добрых и эмоциональных персонажей реализуют воспитательные цели.
Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при подготовке детей к обучению в школе по ФЭМП, а так же в интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие игровой деятельности
Перспектива дальнейшей работы над пособием – создание полноценного образовательного мультимедиа продукта (видеоролики, дизайн, звук, разнообразие и дополнение игр-презентаций).
Предполагаемые результаты, которые планируется достичь в процессе приобщения к ИКТ: у детей повышается познавательная активность, интерес, дети учатся анализировать, рассуждать, развивается память и воображение, логическое мышление. У них появляется уверенность в себе, раскрываются способности и знания, полученные на занятиях по ФЭМП.
Мой опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Результативность.
В результате анализа диагностических исследований познавательного развития детей (совместно с педагогом - психологом) и исходя из результатов диагностики, можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:
Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала.
Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.
развития внимания – увеличилась концентрация внимания.
Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Литература:
- Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Подъяков. – М.: Линка-пресс, 1998. – 328 с.
- Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ под редакцией А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 .
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие (изд.2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 88 с.
- Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. – Информатика. – 2006. - № 12.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.- 2014.