Формирование основ краеведения у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-10-01 21:17:33
Статью разместил(а):
Шульгина Ирина Юрьевна

Формирование основ краеведения у детей дошкольного возраста

Building the foundations of local studies in preschool children

 

Автор: Шульгина Ирина Юрьевна

ГБДОУ "Детский сад № 23", г. Павловск, Россия.

e-mail: irinnalight@mail.ru

Shulgina Irina Yuryevna

Kindergarten No. 23, Pavlovsk, Russia.

e-mail: irinnalight@mail.ru

 

Аннотация: Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Abstract: Local history in DOW is one of the sources of enriching children with knowledge about their native land, fostering love for it and forming moral qualities, reveals the ties of the native land with the Motherland.

Ключевые слова: Краеведение, патриотическое воспитание.

Keywords: Local history, patriotic education.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

На сегодняшний момент дошкольные образовательные учреждения являются участниками всевозможных конкурсов, фестивалей, акций, учреждаемых правительством и различными общественными организациями, посвященных вопросам краеведения. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогические коллективы, родителей, и, конечно, детей.
Реализацию задач по краеведению в нашем ДОУ осуществляется двумя путями: выделением предмета "Наш край", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия.

Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся: Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма.

Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее города Павловск, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит на прогулках и экскурсиях. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе очень много мусора?", "Как понять, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал для города .если бы у тебя было много денег?" и др.

Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Значимым в работе методом является метод проектов. У нас был проект «Загрязнение реки Славянки».

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.

На основе методического пособия Л.И. Соловьевым "Краеведческие игры для школьников" разработаны с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей краеведческие игры для детей 6-7 лет, рецензированные автором. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность. Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду была проведена детско-родительская конференция “Мой город”.

С привлечением родителей создаются мини-музеи разной тематики, организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты , проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы . Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города: “Мы за чистоту Славянки”, “Мы любим тебя наш город”, “Рукотворное чудо”, “Мы рисуем мир” и т. д. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы. Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.

Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

Ситуация с коронавирусом поставила с ног на голову уклад жизни российских дошкольников. Под запретом оказались все массовые мероприятия. В этом году эти мероприятия предлагается провести онлайн. Также в виртуальный мир придется перенести экскурсии, традиционные для праздники и досуги.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!