Акваигры с элементами цветотерапии в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Акваигры с элементами цветотерапии в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Aqua games with elements of color therapy during the adaptation period children of early preschool age to the conditions of preschool education
Автор: Шкелтиньш Оксана Романовна
МДОУ "Детский сад № 5", г. Приозерск, Ленинградская область, Россия.
e-mail: oksana.shkeltinsh.73@mail.ru
Shkeltinsh Oxsana Romanovna
Kindergarten № 5, Priozersk, Russia.
e-mail: oksana.shkeltinsh.73@mail.ru
Аннотация: в статье речь идет о специфике адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, а также даются советы для ее повышения.
Abstract: the article deals with the specifics of children's adaptation to preschool educational institutions, and also gives advice for improving it.
Ключевые слова: игры с водой, цветотерапия.
Keywords: water games, color therapy.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современного общества. Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Одним из целевых ориентиров образования в раннем возрасте, обозначенных в ФГОС ДО, является интерес ребенка к окружающим предметам и активные действия с ними, при этом акцент ставится на положительные эмоции, которые должен проявлять ребёнок при познании окружающего мира.
Все кто работает с детьми раннего возраста знают, что в первые дни пребывания в детском саду у большинства из них наблюдается эмоциональная неустойчивость, преобладает плаксивое, грустное, в лучшем случае нейтральное настроение. Детей тяжело успокоить, отвлечь чем- либо. На помощь может прийти сама природа и ее неповторимые цвета.
Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры». Многочисленные исследования, проведенные в рамках направлений «психология восприятия цвета» и «цветотерапия», дают интересные результаты. Так было выявлено, что желтый цвет – один из наиболее предпочитаемых в детском возрасте. Желтый цвет помогает справиться с усталостью, замкнутостью, робостью, скованностью, открыться для общения и взаимодействия с другими людьми. Зеленый цвет в психологии, психотерапии (цветотерапии) обладает собственным особым воздействием на организм человека: успокаивает нервную систему, снижает кровяное давление, помогает уснуть при бессоннице, уменьшает головную боль, постепенно устраняет негативные эмоции, способствует концентрации внимания, приносит человеку спокойствие, гармонию, умиротворение.
Цветотерапия в детском саду (применение в терапевтических целях зеленого, желтого и других цветов) – отличная возможность помогать самым маленьким очень мягкими и естественными способами воздействия.
Взаимодействие с цветом – это отличная возможность помогать самым маленьким очень мягкими и естественными способами воздействия. Еще один естественный способ снизить психоэмоциональное напряжение – это игры с водой. Вода - замечательная среда: она расслабляет, успокаивает, улучшает настроение. Игры с водой имеют терапевтический эффект: играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд.
В нашем дошкольном учреждении второй год с детьми раннего дошкольного возраста проводятся занятия в форме игр с водой. Такие занятия интересны и привлекательны для детей, поэтому цель нашей работы - способствовать оптимизации психоэмоционального состояния детей раннего возраста через организацию совместной с педагогом деятельности в форме игр с водой.
Задачи:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние детей, возникающее в адаптационный период посещения ДОУ через специально организованную деятельность;
- развивать словарный запас ребенка прежде всего за счёт общеупотребительной лексики (названия предметов, основных признаков и качеств, действий с ними);
- способствовать закаливанию детского организма.
Работа велась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе мы изучили литературу по данному вопросу, составили план работы, подбирали и готовили необходимые материалы. Оповестили родителей воспитанников о начале занятий объяснив их роль в данном мероприятии: иметь в шкафу для ребенка запасную одежду, наблюдать за изменениями, которые происходят с детьми.
На основном этапе работа была комплексной.
Использовались элементы цветотерапии: рис, окрашенный в желтый и зеленый цвета, дополнительные чашечки, ложечки соответствующего цвета, при помощи которых дети пересыпали рис из емкостей.
Использовались гуашевые краски желтого, зеленого, голубого цветов: на альбомном листе мы рисовали, например, маленькую мышку и просили детей спрятать ее при помощи красок, формируя таким образом мотив к деятельности и взаимодействию с цветом.
В процессе наблюдения мы пришли к выводу, что дети в результате деятельности отвлекались от своих переживаний, они переставали плакать, у них улучшалось настроение. А в результате совместной работы с педагогом появлялись творческие работы.
В своей работе мы использовали и пластмассовый конструктор, отдельные элементы которого соответствовали одному цвету - желтому, зеленому, синему. В процессе совместной деятельности мы сочиняли сказки про добрый детский сад. Родителям воспитанников было рекомендовано, сочинять и проигрывать подобные сказки со своими детьми дома.
Та же сказочная ситуация привела нас к мини бассейну с водой. Где во время игры появилась Волшебная Капелька, которая стала впоследствии сопровождать нас во время каждой игры. Воспитатель читал приглашение от имени Капельки: «Я, капелька послушная и очень добродушная, я Коленьку (обращение к каждому индивидуально по имени) люблю, играть со собой зову».
Сказочные мотивы менялись с учетом цели: помочь маленькому кораблику доплыть до другого берега; разыскать красивые камушки, которые утонули; собрать для лягушонка разноцветные игрушки; помочь мыльным пузырям перебраться на другой берег и т.п. В конце деятельности воспитатель читал стихотворение от имени Капельки: «Я, капелька послушная и очень добродушная, я устала, отдохну, до свидания говорю».
Дети во время игр проявили неподдельный интерес, отвечали на вопросы, слышали педагога, выполняли словесные инструкции. Не было ни одного ребенка, который бы продолжал плакать во время игр с водой.
На заключительном этапе мы провели развлечение «В гости к Капельке», на котором дети с большим удовольствием собирали в ведерки «подружек Капельки» (большие и маленькие капельки), прыгали через «лужи». Уходя, Капелька подарила всем участникам мыльные пузыри. Дети были эмоционально раскрепощены и включены в процесс развлечения, никто не остался равнодушным.
По нашим наблюдениям в период проведения игр с водой у большинства детей преобладало радостное настроение, они меньше плакали, легче отвлекались от воспоминаний о маме, легко включались в разнообразную деятельность, которую предлагал воспитатель.
В период проведения игр с водой посещаемость детей была на высоком уровне, что говорит о пользе в укреплении физического здоровья детей.
Родители воспитанников отмечали, что дети просятся в детский сад, идут в садик с удовольствием. Делились впечатлениями об организованных в домашних условиях играх с водой, о позитивных эмоциях, которые демонстрировали дети дома. Таким образом, исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что подобная форма работа эффективна в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте.